АКТУАЛЬНОСТЬ
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это особенно важно в дошкольном возрасте.
Когда одарённые дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперёд. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься. Поэтому на фронтальных, групповых, индивидуальных занятиях таким детям следует предлагать усложнённые варианты заданий, всё это в рамках требований ФГОС.
Такой подход к организации образовательного процесса реализует принцип индивидуально – дифференцированного подхода и окажет помощь детям в развитии их способностей и одарённости.
Цель разработки индивидуального маршрута:обеспечить формирование и реализацию потребности обучающегося в самоактуализации, саморазвитии.
Задачи:
Научить ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Создать условия для развития целостной структуры личностных свойств обучающегося, позволяющих наиболее успешными способами осваивать учебный материал и раскрыть творческий потенциал. Активизировать познавательную деятельность обучающегося, повысить роль самостоятельной, творческой, исследовательской работы;
Основные принципы организации работы с одаренными детьми:
- Обучение на более высоком уровне трудности;
- Создание обогащенной предметной и образовательной среды,
способствующей развитию одаренности ребенка;
- Индивидуализация и дифференциация обучения;
- Использование новых образовательных технологий
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.
Наблюдения за детьми, диагностические обследования позволили выявить и одарённых детей, которых характеризует выраженная активность, устойчивый интерес к разным видам деятельности и сферам
действительности, высокий уровень развития способностей и овладения детскими видами деятельности.
Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, на Захарову Анну. Проведя с ней диагностику, с помощью методического пособия «Развитие творческих способностей дошкольников» авторов Котовой Е. В., Кузнецовой СВ., Романовой Т. А., я выявила, что Анна проявляет способности к художественному творчеству.
На основе наблюдений, диагностических обследований я составила индивидуальный маршрут для Анны
Особенности развития ребёнка
ФИО: Захарова Анна
Партнёры – родители
Одарённость: художественно- эстетическая
Портрет одарённого ребёнка
Прекрасная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, большой словарный запас
;стремление к получению знаний и умений, проявление интереса к новому;
повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
повышенная, избирательная чувствительность;
имеет обострённое чувство справедливости.
Склонности: художественное творчество. Много рисует.
Способности и потенциальные возможности обучающейся:
Быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют ей преуспевать во многих областях знаний.
Психическое и физическое здоровье:
Психологические особенности:
Анна имеет характерное опережение в развитие, то есть
-отличается широким восприятием;
-отличной памятью;
-ранним языковым развитием, обладает широким словарным запасом;
-высокой концентрацией внимания.
Особенности организации образовательного процесса
В результате диагностик было выявлено:
Уровень зрительного восприятия формы – высокий.
Уровень пространственного восприятия – высокий.
Уровень развития кратковременной и долговременной памяти – высокий.
Не испытывает трудности при составлении рассказов.
Фонематическое восприятие в норме.
Наглядно-действенное мышление: высокий уровень.
Наглядно-образное мышление: «Разрезные картинки» собирает путем зрительного соотнесения.
Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении в норме. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения в норме.
Внимание на высоком уровне.
Наблюдается высокая концентрация в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры.
Анна в группе со сверстниками очень общительна, доброжелательна, проявляет инициативу. Охотно контактирует со взрослыми. Содержание игровой деятельности разнообразно, умеет пойти на компромисс, уступить, вежлива. В ролевых играх демонстрирует способность к развитию сюжета.
Девочка обладает достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.
Речь развита в соответствии с возрастной нормой. Анна имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители систематически интересуются успехами дочери, оказывают необходимую помощь воспитателям. Атмосфера в семье дружелюбная.
Методы, используемые в работе:
1.Словесный (беседы, чтение).
2.Наглядный метод (рассматривание пособий, картин, ИКТ).
3.Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
4.Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Формы организации деятельности: индивидуальная.
Организация педагогического маршрута
Формы деятельности | дни недели | период времени | деятельность детей | индивидуальная деятельность |
ОД по изо. Деятельности, кружковая работа | 2 раза в неделю | по расписанию НОД | рисование | - обучение различным техникам рисования |
Индивидуальные занятия | на следующий день после ОД | утром до занятий | рисование | - показ и обучение различным техникам рисования |
Участие в конкурсах, выставках. | по годовому плану | по утвержденному графику | рисование | - участие в районных конкурсах детского творчества; - участие в конкурсах ДОУ |
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута
1.владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
2.привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов изобразительного искусства;
3. разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;
4. осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
5. развито образное мышление посредством создания художественных образ
План работы
Продолжительность занятий: 1 раз в неделю (четверг – 2 половина дня)
План работы
| Тема | Задачи |
| | |
| Осенний букет. | Познакомить с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнить композицию на цветном картоне. |
Яблочки не простые – наливные. | Учить рисовать яблоки на ветке в технике тычкования полусухой жёсткой кистью. Закреплять умение наносить один слой краски на другой. |
Ягодка – малинка. | Познакомить с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить рисовать ягоду цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). |
Октябрь | Золотая осень. | Познакомить с техникой печатания листьями - «эстамп». Создание в данной технике осеннего пейзажа. |
Что нам осень подарила. | Продолжать знакомить с жанром живописи — натюрмортом. Совершенствовать умение рисовать овощи, фрукты различными изобразительными средствами - восковыми мелками, пастелью, фломастерами. |
Осень на опушке краски разводила… | Совершенствовать умение передавать в рисунке красоту осеннего лиственного леса. Тампонирование листвы поролоном. |
Разноцветные зонты | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету (внутреннему и внешнему). Развивать чувство ритма. |
| | |
Ноябрь | Ежик готовится к зиме. | Формировать умение изображать ежика , передавая строение его туловища. Совершенствовать умение вести линии в нужном направлении. |
Волшебное зеркало. | Познакомить с техникой рисования на фольге путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Развивать чувства ритма, эстетический вкус. |
Деревья смотрят в лужи. | Продолжать учить технике кляксография. Закрепить навыки рисования по сырому. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Дымковская мастерская. | Упражнять в технике рельефной лепки и пластилинографии - украшение готовой формы по мотивам дымковской росписи. Развивать цветовосприятие. |
Декабрь | Ночью падал первый снег. | Продолжать обучать приемам работы в технике рисования свечой и акварелью |
Снегири прилетели | Учить рисовать снегирей в технике «батик». Вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие птиц. |
Белая сказка зимы. | Закреплять умение рисовать в к технике «эстамп»: печатание листиками пекинской капусты деревьев, композиционно располагая их на листе бумаги. Использовать белую гуашь и темный фон как средство выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью. |
Новогодняя красавица. | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования вилкой (елка) и печатания штампом из картофеля (елочные игрушки). Совершенствовать умение работать в разных техниках. |
| | |
Январь | Город снеговиков. | Продолжать знакомство с техникой набрызг Учить использовать белый цвет как выразительное средство передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита (рисование белой гуашью снежных домиков в городе снеговиков и их хозяев). Развивать творческую фантазию и воображение. |
Морозные узоры | Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу. |
Волшебная птица. | Совершенствовать навыки рисования ладошкой. Закрепить умение смешивать краску на палитре. |
Полярное сияние | Учить передавать образа красивого природного явления путём комбинирования техник и средств изображения: сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льда - пластилином. |
| | |
Февраль | Снежинки. | Учить передавать образ снежинок через использование техники набрызг по трафарету. |
Веселые человечки. | Познакомить с техникой рисования веревочкой. Учить передавать в рисунке силуэт человека в движении. |
Пингвины на льдине. | Продолжать учить пользоваться поролоновыми тампонами, наносить оттиск на бумагу с помощью трафарета. |
Весёлый снеговик | Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие. |
| | |
Март | Букет для мамы. | Совершенствовать умение рисовать цветы мимозы ватной палочкой в технике тычка. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира. |
Золотая рыбка. | Учить обводить пальцы руки простым карандашом, дорисовывать необходимые детали для создания образа рыбки |
Весенняя капель. | Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления – капели, зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима. |
Ранняя весна. | Упражнять в технике рисовании по-сырому (предметная монотипия), передавая состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие, умение пользоваться акварельными красками |
Апрель | Комнатные цветы. | Продолжать знакомить с техникой штампование (оттиск картофелем). |
Знакомитесь - динозавр. | Совершенствовать навыки рисования при помощи ладошки. Закрепить технику рисования пальцами. Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных элементов. |
Космические корабли будущего. | Познакомить с техникой рисования «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта. |
В некотором царстве, подводном государстве. | Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. |
| | |
Май | Белая черемуха под окном качается… | Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка. Формировать чувство композиции и ритма. |
Праздничный салют Победы | Продолжать знакомить с техникой рисования «граттаж». Развитие творческой фантазии, самостоятельности. |
Носит одуванчик разный сарафанчик… | Учить передавать выразительный образ одуванчиков через использование различных техник: набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.). |
Мой маленький друг. | Продолжать знакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. |
Результаты индивидуальной работы: результативное участие в конкурсах различных уровней; тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Рекомендации родителям: рекомендовать родителям дополнительные занятия в изостудии, в школе искусств; посещение выставок, художественной галереи.
Диагностика и критерии результативности развития художественных способностей ребенка
На первом этапе используется методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной
«Неоконченный рисунок»
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материалы: лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка); лист бумаги, с неоконченным рисунком собаки, повторяющийся 12 раз; простые карандаши.
Ребенку предлагалось: в первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы; во второй серии последовательно дорисовать образ собаки, так, чтобы каждый раз это была разная собака.
Оценка результатов:
0-4 балла–очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков ребенок превратил в новые образы, сколько нарисовал разных собак. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.