СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока № 2 "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка второго урока по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока № 2 "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" (5 класс, учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков и др.)»

У р о к № 2. Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда


Основная дидактическая цель урока: учить решать задачи на вычисление объёмов, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.


Х о д у р о к а

I. Организационный момент

II. Устный счёт

(Фронтальная работа.)

1) Найдите объём куба с ребром 3 см. (27 см3.)

2) Найдите площадь всей поверхности куба с ребром 5 см. (150 см2.)

3) Найдите площадь боковой поверхности куба с ребром 4 см. (64 см2.)

4) Высота комнаты 2 м, ширина 3 м, а длина 4 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате? (24 м3.)

5) Бак для воды имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его три измерения – 3 дм, 5 дм и 4 дм. Найдите объём бака для воды. Сколько литров воды входит в этот бак? (60 дм3 = 60 л.)

III. Работа по теме урока

1. Назовите единицы объёма.

1 см3 = кубический сантиметр, миллилитр

1 дм3 = кубический дециметр, литр

1 м3 = кубический метр, кубометр

Соотношение единиц площади и объёма не стоит учить наизусть. Для того чтобы выполнять перевод единиц, достаточно хорошо знать соотношение линейных единиц. А дальше поступать так: единицы площади квадратные, значит, линейные единицы возводим в квадрат; единицы объёма кубические, значит, линейные единицы возводим в куб.

– Сколько миллиметров в одном сантиметре? (10.)

А в одном кубическом сантиметре 103 кубических миллиметров.

Запишем в тетрадь.

1 см3 = 1000 мм3

1 дм3 = 1000 см3 = 1 л

1 м3 = 1000 дм3 = 1 000 000 см3

2. С. 152, № 4.156.

– Из чего складывается площадь всей поверхности?

– Сколько граней у куба?

– Что вы можете о них сказать?

– Как найти площадь одной грани?

– Подумайте, какую формулу удобно использовать для вычисления объёма.

– Решите задачу.

1) 150 : 6 = 25 (дм2) – площадь основания.

2) 52 = 25, ребро куба равно 5 дм.

3) 5 5 5 = 53 = 125 (дм3) – объём куба.

3. С. 152, № 4.160 (работа в паре).

Проверка

V = 7 10 12 = 840 (см3)

S = 10 7 2 + 12 10 2 + 12 7 2 = 548 (см2)

V1 = 7 4 10 = 280 (cм3)

S1 = 7 4 2 + 7 10 2 + 10 4 2 = 276 (cм2)

V2 = 8 7 10 = 560 (см3)

S2 = 7 8 2 + 8 10 2 + 10 7 2 = 412 (см2)

840 см3 = 280 см3 + 560 см3

V = V1 + V2

548 = 276 cм2 + 412 cм2

S = S1 + S2

IV. Повторение изученного материала

1. С. 152, № 4.164 (устно).

(70, 45.)

2. С. 153, № 4.169.

V. Работа в рабочей тетради

С. 46, № 3, 4.

VI. Самостоятельная работа

В а р и а н т 1

1. В прямоугольном параллелепипеде

A BCDMKSP равны рёбра (см. рис.):

1) АМ и PS

2) РМ и DC

3) PD и ВК

4) AB и KS

2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDMKSP равны грани (см. рис.):

1) MPDA и MPSK 3) MABK и KBCS

2) MABK и DPSC 4) DPSC и MPDA

3. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, длина которого 6 см, ширина – 2 см, а высота – 3 см.

1) 12 см3 3) 36 см3

2) 11 см3 4) 15 см3

4. Найдите объём куба с ребром, равным 4 м.

1) 16 м3 3) 34 м3

2) 12 м3 4) 64 м3

В а р и а н т 2

1 . В прямоугольном параллелепипеде

ABCDMKSP равны рёбра (см. рис.):

1) AD и PS

2) МК и DC

3) PD и ВС

4) ВС и МК

2. В прямоугольном параллелепипеде

ABCDMKSP равны грани (см. рис.):

1) АМКВ и KBCS 3) MPDA и AMKB

2) ADCB и BKSC 4) MPDA и KSCB

3. Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, длина которого равна 4 см, ширина – 2 см, а высота – 3 см.

1) 24 см3 3) 12 см3

2) 8 см3 4) 9 см3

4. Найдите объём куба с ребром, равным 5 дм.

1) 25 дм3 3) 15 дм3

2) 125 дм3 4) 5 дм3

VII. Рефлексия

– Определите, что необходимо повторить для успешного выполнения контрольной работы.

Домашнее задание

С. 154, № 4.176, 4.179, 4.181, проверочная работа.