Предмет: Химия
Класс: 8 класс
Учитель: Соломатина Татьяна Викторовна
Базовый учебник: Химия. Неорганическая химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис. – Издательство «Просвещение», 2015. – 207 с.
Тема урока: Путешествие в мир кислот.
Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи:
образовательные:
-обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;
-обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;
-обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;
воспитательные:
создать условия для:
-воспитания сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
-воспитания умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
-воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
-воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
-воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками;
-воспитания таких качеств личности, как ответственное отношение к порученному делу, умение объективно оценивать результаты своего труда;
-воспитания веры в свои силы и потребности раскрыть потенциальные способности;
-воспитания умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
создать условия для:
-развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
-развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
-развития у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
-развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, актуализации знаний обучающихся о правилах работы в химическом кабинете в связи с изучением свойств кислот;
-развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, определять валентность кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности:
УМК: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитис . Химия. 8 класс;
-дидактический материал для обучающихся–таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки
- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;
- анкеты (для рефлексии)
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, словесный, репродуктивный, частично - поисковый.
Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), растворы серной кислоты H2SO4, гидроксид натрия NaOH, вода Н2О, универсальный индикатор.
Формы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в парах
- работа с учебником.
План урока:
1. Организационный этап.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Подведение итогов урока.
6. Информация о домашнем задании.
Ход урока:
1. Организационный этап(1 минута)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть сегодня, надеюсь, что вы настроены на работу. Ну что ж, улыбнитесь друг другу, и новому дню.
Слайд
Девиз урока: День прожит не зря, если ты узнал что-то новое.
2.Мотивация учебной деятельности.
Слайд (на фоне шум моря )
Уч-ль: Загадочны морей просторы
Что там за толщей темных вод?
Долины впадины и горы
Веществ сплошной круговорот.
Любой человек невзирая на возраст любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить путешествие по морю знаний в страну Химландию.
Но прежде чем отправиться в путь, я хочу прочитать вам письмо из прошлого от средневекового алхимика, которое я получила по почте.
«Дорогой друг! Ты хочешь найти клад? ( очень интересно. Ребята, а мы хотим?) Что для этого нужно? Твоя сообразительность и моя поддержка. Если ты это имеешь, то в путь! Посылаю тебе карту и инструкции по ее применению. Желаю удачи!»
А вот и карта путешествия, которую нам посылает алхимик.
А вот и самое интересное: в мир каких веществ мы будем путешествовать, вам предстоит определить самим.
Слайд Эти в-ва содержатся во всех живых организмах. Много их в овощах и фруктах. У человека в-во этого класса входит в состав желудочного сока. Другое –
содержится в листьях крапивы и в выделениях муравьев.
Вопрос: И так, в мир каких веществ нам предстоит совершить путешествие?
Уч-ль: Ребята, алхимик нам прислал карту путешествия и указал на ней пункты остановки. Посмотрите , как они называются и попробуйте ответить на вопрос: что же мы должны сделать, чтобы обнаружить клад?
Уч-ль: Я вижу все готовы к путешествию. Ну тогда в путь!
Ребята, а ваши тетради сегодня превратится в путевые дневники. Согласны?
Откройте их пожалуйста, запишите число, тему нашего урока.
Уч-ль: Итак, мы приплываем в «Залив Информационный»
Вам нужно быть предельно внимательными.
СЛАЙД
Вопрос: -- Что же такое кислоты?
---Чем различаются след.кислоты?
--- По какому признаку еще можно разделить кислоты?
Кокой можно сделать вывод?
Что общего в составе кислот?
Запишем вывод в тетрадь: 1.Кислоты кислые на вкус
2. Наличие у всех кислот атома водорода.
Уч-ль: мы продолжаем свой путь. Следующее место, где мы совершим остановку это
Слайд «БУХТА ИСТОРИЧЕСКАЯ» , здесь нас встречает историк, который предлагает нам информацию об истории открытия некоторых кислот.
Уч-ся зачитывают информацию и записывают формулы некоторых кислот и их названия (исторические и современные)
CH3COOH --- уксусная кислота (1 в. до н.э.)
H2SO4 ---- серная кислота, х в дон.э. купоросное масло
HCL --- соляная кислота 15 в соляной спирт
HNO3 – азотная кислота 15 в селитряная водка
H2CO3 – угольная кислота 18 в содовая водка
Слайд Корабль продолжает плыть дальше и вдруг: SOS! В чем же дело? Мы попали в «БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
А дело в том, что кислоты очень опасные вещества
На уроках вам придется готовить р-ры кислот при этом нужно соблюдать правила Т.Б.
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик растворения концентрированных кислот в воде. Видеоролик
Вопрос: Как же правильно растворять кислоты в воде?
Слайд ЗАПОМНИ! Сначала вода, затем кислота, иначе случится беда!
Уч-ль: в случае попадания к-т на кожу, следует промыть ее большим количеством воды и 5% р-ром соды.
Вопрос: Но как распознать к-ты в ряду других в-в?
Ответить на этот вопрос нам поможет остановка в
Слайд «ГАВАНИ ИНДИКАТОРНАЯ»
Уч-ль: Давайте вспомним, что такое индикаторы?
- Кто открыл индикаторы?
- Какую к-ту индикаторы помогли открыть Бойлю?
Уч-ль: откройте учебник на стр 140 , табл 9
Давайте еще раз вернемся к этой таблице и проведем исследовательскую работу. На столе стоят пробирки с в-вами: кислота, щелочь, соль (при помощи индикаторов необходимо распознать вещества)
Уч-ль: Давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента отличается ли серная кислота от кислот, входящих в продукты питания? У вас на столах стоят пробирки с р-ром лимонной кислоты.
Вывод: все к-ты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их состава и строения.
Уч-ль: Мы с вами прошли серьзное испытание и я вам предлагаю отдохнуть.
Слайд
Музыка, шум моря. На столах лежат карточки с ф-лами к-т. Я вам предлагаю выбрать себе одну карточку. Выбрали? А теперь внимание!
Слайд
Наше путешествие подходит к концу и мы приплываем в « БУХТУ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ»
Нам предстоит вспомнить характерные химические св-ва к-т
Работа по рядам
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Zn + HCL CUO + H2SO4 NaOH + HCL
Вывод: св-ва к-т обусловливаются их составом.(зап. в тетр)
Уч-ль : Наше путешествие подошло к концу. Как вы думаете мы нашли клад? Конечно же, неисчерпаемыми богатствами владеет тот, у кого есть знания!
Слайд РЕФЛЕКСИЯ:
Сегодня мы остановились на одном небольшом этапе познания в-в, имеющих место в нашей жизни. На самом деле мы узнали маленькую толику, что известно современной науке. А сколько еще тайн!
Характерной чертой науки является именно то, что она требует сильной деятельности.
Оцените свою работу одним из смайликов, которые лежат у вас на столе.
Благодарю вас за урок, и продолжайте процесс познания на следующих уроках.