СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 6 класса по теме: "Жизненные формы растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 6 класса по теме: "Жизненные формы растений"»

6 класс

Тема урока: Жизненные формы растений.

Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы; используя метод проблемного обучения рассмотреть совместно с учащимися приспособления растительных организмов к различным условиям сред обитания. Научить детей проверять состав почвы.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания учащихся о жизненных формах растений.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру, стремление охранять и приумножать природу родного края, формирование креативного мышления, путем выполнения творческих заданий, формирование активной жизненной позиции школьников, а также эстетического отношения к окружающему миру.

Развивающие: Способствовать развитию умения обучающихся приводить примеры, подтверждающие ответ, исходя из своего жизненного опыта. Продолжить развития внимания школьников, памяти, неординарное мышление, речь при ответе на проблемные вопросы.


Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Материалы и оборудование: процессор, проектор, экран, презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверка отсутствующих и готовности к уроку


II.Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по факторам среды и средам обитания


III.Изучение нового материала

Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.

Виталий Бианки

Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”. Что такое жизненная форма растения?

Жизненной формой называется определенный внешний вид растения, сформировавшийся под влиянием условий существования.Жизненные формы растений сформировались в длительном процессе приспособления к определенным условиям среды их произрастания. Растительные формы различают по продолжительности жизни побегов:

Рассмотрите рисунки в параграфе. Какие жизненные формы растений изображены?

На рисунке изображены деревья и кустарники.


Жизненные формы


Деревья Кустарники Кустарнички Травы


  • Де́рево — типичная форма деревянистых растений, имеющих ствол, из древесины с лиственной кроной.

  • Кустарники - жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.

  • Кустарнички - одна из форм деревянистых растений. Это низкорослые (не более нескольких десятков сантиметров в высоту), не имеющие главного ствола многолетники с сильно ветвящимися одревесневшими побегами.

  • Травы - растение, не образующее одревесневающих стеблей жизненная форма растений, появившаяся на заре эволюции высших растений, когда они осваивали сушу.

Что влияет на образование определенной жизненной формы растения?

На образование жизненной формы влияют условия среды: количество влаги, продолжительность теплого периода, минеральный состав почвы.

Жизненная форма по возрасту


Однолетник Двулетник Многолетник


Однолетники - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период. Пример — горох, цветная капуста, укроп. Многие однолетние используются в декоративных целях, поскольку обладают яркими и пышными цветами. (Сообщение ученика).

Двулетники - травянистые растения, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Пример: анютины глазки, свекла, морковь, репа, капуста. (Сообщение ученика).

Многолетники - это обширная группа растений, продолжительность жизни которых исчисляется несколькими годами.

Пример: деревья, кустарники, травы, люпин, тюльпаны, пионы.


IV.Закрепление изученного материала.

Задание: заполните таблицу (работа в парах)


Рефлексия: Ответьте на вопросы:

  • 1. Что интересного вы узнали на уроке?

  • 2. Где в дальнейшем мы можем использовать изученный материал?

  • 3. Кто из одноклассников наиболее удачно отвечал на уроке?

  • 4. Что еще по данной теме, вы хотели бы узнать?


V. Домашнее задание:

Выучите конспект, соберите гербарии листьев 1 ряд – однолетних, 2 ряд – двулетних, 3 ряд – многолетних растений

Понаблюдайте за окружающими растениями. Подберите для каждой жизненной формы примеры растений, наиболее характерных для вашей местности. Результаты, в виде таблицы, запишите в тетрадь.


Жизненная форма

Название растения

1. Деревья

 

2. Кустарники

 

3. Кустарнички

 

4. Полукустарники

 

5. Травы