Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок математики в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание дробей
с одинаковыми знаменателями»
Урок разработала учитель математики
Кожухина Т.В.
г. Тамбов
2019г.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Базовый учебник: Е.А.Бунимович «Математика. 5 класс»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели урока:
Обучающая: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия “Правильная, неправильная дробь”, обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.
Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.
Задачи: обобщить и систематизировать знания: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа
Организация деятельности учащихся на уроке:
самостоятельно выходят на проблему и решают её;
самостоятельно определяют тему, цели урока;
выводят определение и правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
работают с текстом учебника;
отвечают на вопросы;
решают самостоятельно задачи;
оценивают себя и друг друга;
рефлектируют.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический
Участники: обучающиеся 5 класса
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация.
Учебно-методическое обеспечение: учебник “Математика. 5 класс” авторов Е.А Бунимович.
Этапы урока:
1. Определение потребностей и мотивов.
1.1. Орг. Момент
1.2. Мотивация к учебной деятельности
Мотивационная беседа.
Слайд 2
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Умственный труд на уроках математики — пробный камень мышления" Поэтому мы с вами сегодня на уроке будем пробовать размышлять, ставить перед собой цель, решать поставленные задачи.
Слайды 4-13
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение.
Слайд 14 Как можно решить эту задачу? Каким ещё способом можно решить? Написать на доске оба способа решения.
2. Принятие учебных целей и условий их достижения.
2.1. Организация познавательной деятельности
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
А вот теперь скажите: “Как по- вашему, какая сегодня тема урока?”
Правильно.
Слайд 15 Запишите тему урока.
Слайд 16- 19 Сформулируйте правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
3. Проверка принятой гипотезы.
3.1. Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Слайд 20 Работа с учебником № 544 (на доске)
Слайд 21 Решение уравнений (трое на доске, один объясняет)
Слайд22 Решение задач на карточках.
3.2 Динамическая пауза. Слайд 23-24
Пока занимались мы, тихо, но прытко
В класс к нам пробралась сеньора ошибка.
Чтоб убралась она без оглядки
Сделать придется
математическую зарядку.
Правильно – вверх, неверно – вперед,
Ответ посчитаем- ошибка уйдет.
На экране будут появляться математические выражения, если вы считаете,, что выражение верное, то руки вверх, если нет, то вперед
4. Итоговый самоконтроль и самооценка.
4.1. Организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельно по вариантам решите примеры.
Проверка друг у друга по ключу. Слайд 25
4.2. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Слайд № 26
4.3. Информация о домашнем задании. Слайд 27
4.4. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Слайд 28
Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте улыбающийся смайлик
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нарисуйте неулыбающийся смайлик.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте грустный смайлик
Закончить урок словами
"Человек подобен дроби:
в знаменателе – то, что он о себе думает,
в числителе – то, что он есть на самом деле.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".
Приложение
Задачи для работы в классе
Из помидоров массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата?
Маша прошла км, а Толик км. На сколько километров больше прошёл Толик? (Ответ выразите в метрах)
За два дня засеяли поля. В первый день засеяли поля. Какую часть поля засеяли во второй день?
Для посадки леса выделили участок площадью 300 гектар. Ель высадили на участка, а сосну – на участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?
Задачи для домашней работы
Масса станка равна т, а масса его упаковки т. Найдите массу станка вместе с упаковкой.
За первы час было расчищено от снега всей дороги, а за второй час - всей дороги. Какая часть дороги была расчищена от снега за зти два часа? На каку часть дороги было расчищено меньше в первый час, чем во второй?