УРОК ГЕОМЕТРИИ
Тема урока: Прямоугольник, ромб, квадрат, 8 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа); исследовательские методы в обучении
Формы работы: групповая, индивидуальная
Цели урока:
Закрепление знаний о свойствах параллелограмма. Формирование новых знаний о геометрических фигурах: прямоугольник, ромб, квадрат. Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
Развитие умения самостоятельно добывать информацию и формулировать основные понятия, свойства.
Воспитание умения планировать сотрудничество со сверстниками, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Рефлексия степени усвоения материала.
Задачи урока:
Формирование умения давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат.
Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
Развитие умения самостоятельно обобщать приобретенные знания и применять их для решения задач.
Развитие познавательных метапредметных УУД (логических действий как основы исследовательской деятельности).
Повышение мотивации к обучению посредством применения современных образовательных технологий (в том числе, исследовательские методы в обучении).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.
Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.
Метапредметные:
Умение определять понятия.
Умение создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умение применять теоретические знания на практике.
Личностные:
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
Презентации в MS Power Point;
Универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска);
Печатные текстовые материалы для работы на уроке и домашнее задание в MS Word;
Лист-самоконтроля.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (2 мин.)
Цель: включение в учебную деятельность.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку проводится с помощью игры «Ветер дует». Учитель задает вопросы, если у учащихся положительный ответ, то поднимают руки вверх и инсценируют дуновение ветра, если отрицательный – руки вверх не поднимают.
В
опросы:
- Ветер дует для тех, кто готов к уроку?
- Ветер дует для тех, кто настроен поработать на уроке продуктивно?
- Ветер дует для тех, у кого хорошее настроение?
(Слайд 1)
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с притчи:
« Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
- Что видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
- На самом деле перед тобой – записка греческого купца, - а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
- Я желаю вам не бояться признаваться себе в том, что вы чего-то не знаете и желаю, чтобы вы восполняли свои знания постоянно и с успехом! (Слайд 2)
2.Этап постановки цели и задач урока (3 мин.)
Цель: сформулировать тему урока, цели, задачи.
Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
Мы сегодня продолжаем изучение темы: «Четырехугольники». Вы уже знакомы с параллелограммом, трапецией. Послушайте внимательно сказку – загадку. Во время чтения вы должны делать пометки на листочках, если это вам необходимо. Собрались все четырехугольники (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат) на лесной поляне и стали решать, кто будет их королем. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно перебрались на тот берег и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала: «Я пропущу только тех, у кого диагонали равны». Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, над которым был узкий мост. Мост сказал: «Меня перейдут только те, у кого диагонали пересекаются под прямым углом». По мосту прошел только один четырехугольник, который, добравшись до царства, был провозглашен королем. Вопросы: Кто стал королем? Кто был основным соперником? Кто первым выбыл из соревнования? (Слайд 3) | Учащиеся записывают в тетради свои ответы по ходу прочтения текста учителем. Все вопросы записаны на доске. После принятия решения, ответы не проверяются. | - Фиксируют проблему, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. - Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
- На все ли вопросы вы смогли ответить? - Что мешает вам выполнить работу полностью? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, указывая, что их знаний не хватает для того, чтобы узнать, кто же стал королем. | - Умение самооценки имеющихся знаний. |
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Да, сегодня на уроке мы узнаем, что такое прямоугольник, ромб, квадрат, узнаем, какими особыми свойствами обладают эти геометрические фигуры. - Запишите тему урока «Прямоугольник. Ромб. Квадрат» (Слайд 4) | Учащиеся отвечают на вопрос. | |
Изучение нового материала (15 мин.) Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом. |
- Место, в котором занимаются исследованием какого-либо объекта или явления, называют научно-исследовательский институт. Вот и я приглашаю вас в НИИ, которые изучает свойства четырехугольников. - В каждом НИИ есть свои отделы. Вот и вы являетесь сотрудником одного из трех отделов (учащихся учитель распределяет заранее, в группах должны быть учащиеся с разным уровнем достижений). - 1 отдел «Исследователи прямоугольников» - 2 отдел «Исследователи ромбов» - 3 отдел «Исследователи квадратов» Слайд 5. - В каждом отделе выбран старший научный сотрудник, заведующий лабораторией. (Назначаются учителем) Каждой группе учитель раздает план выполнения задания (Приложение 1). Слайд 6. | Планируют работу, выполняют поставленные задачи | - Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля. - Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. - Умение находить ответы на поставленные задачи. |
- После проведения исследований и открытия новых фактов, ученые становятся знаменитыми и для них организуются пресс – конференции. - Итак, от каждой группы исследователей необходимо по одному представителю, который представит результаты работы группы (заранее, перед доской стоят три стула для обучающихся). Слайд 7. | Слушают представителей групп, выполняют записи в тетрадях, заполняют таблицу (Приложение 2), защищают свою работу, задают вопросы, оценивают работу других групп. По мере выступления представителей групп заполняется схема Слайд 8 | - Умение давать определение геометрических фигур (определение понятий): прямоугольник, ромб, квадрат. - Умение выдвигать предположение. - Умение выдвигать аргументы, проводить доказательство. -Умение создавать обобщения. - Умение классифицировать. -Умение строить рассуждение, делать выводы. - Умение грамотно излагать свои мысли. - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. |
Физкультминутка (1 мин.)
Цель: обеспечение здоровьесбережения учащихся (Слайд 9)
-
Если предложение ложно, то вы наклоняетесь влево, если верно – вправо
Параллелограмм – это четырехугольник (и)
Диагонали параллелограмма равны (л)
В любой трапеции основания параллельны (и)
В параллелограмме противоположные углы равны (и)
Диагонали параллелограмма перпендикулярны (л)
У квадрата диагонали равны (и)
Этап применения знаний и умений в новой ситуации (17 мин.)
Цель: Проверка правильности и осознанности темы «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, свойств, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.
Слайд 10
Учитель применяет структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
- Первый участник отвечает на первый вопрос и передаёт лист второму обучающемуся, тот отвечает на второй вопрос и передаёт лист третьему и т.д. (Приложение 3).Та команда, которая первая ответила на все вопросы получает дополнительный “+”. Та команда, которая ответила правильно на большее количество вопросов, получает ещё “+”. Одновременно вы выполняете индивидуально теоретическую самостоятельную работу. Необходимо заполнить таблицу. При наличии данного свойства у фигуры поставьте +(да), при отсутствии – (нет). (Приложение 4)
а) Закончите предложение, либо впишите пропущенные слова.
1. Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны ______________________________________________.
2. Диагонали параллелограмма пересекаются и ____________________________________.
3. У параллелограмма противоположные стороны и противоположные углы ____________.
4. Прямоугольник - _____________________, у которого все углы_____________________.
5.Диагонали прямоугольника_____________________________.
6. Ромб - это__________________, у которого все стороны______________.
7. Диагонали ромба пересекаются под___________________________.
8.Диагонали ромба являются_________________________________________________.
9. Квадрат - это_________________, у которого все стороны______________________.
10. У квадрата все углы_________.
11. Диагонали квадрата пересекаются__________________,
12.Диагонали квадрата являются______________________________________________.
б) Теоретическая самостоятельная работа. (ученики должны отметить свойства : «+» или
«-»)
Применяем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
Самостоятельную работу выполняют на отдельных листочках.
Самостоятельная работа.
| Параллело- грамм | Прямо- угольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны | | | | |
Все стороны равны | | | | |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 | | | | |
Все углы прямые. | | | | |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | | | | |
Диагонали равны | | | | |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | | | | |
- Поменяемся листами с выполненными заданиями с соседними командами и проверим правильность ответов, представленных на интерактивной доске.
| Параллело- грамм | Прямо- угольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны | + | + | + | + |
Все стороны равны | - | - | + | + |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 | + | + | + | + |
Все углы прямые. | - | + | - | + |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | + | + | + | + |
Диагонали равны | | + | - | + |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | _ | _ | + | + |
Слайд 9.
25-28 правильных ответов – “5”,
20-24 правильных ответов – “4”,
15-19 правильных ответов – “3”,
менее 15 – “2”.
Итог. Листочки сдаются учителю. Как гласит народная мудрость: “Доверяй, но проверяй”.
Решение задач на готовых чертежах
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
На столах в каждой группе лежат задачи на готовых чертежах. Учитель предлагает каждому ученику взять задачу, решить, затем сверить ответ (ответы в конвертах запечатанных лежат на столах также). Правильное решение задачи оценивается баллами. (Приложение 5) | Учащиеся решают задачи, сверяют с ответами. Если ученик решил одну задачу, может взять еще одну из предложенных и т.д. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов.
-
Вернемся к началу урока
Читаю сказку еще раз.
Изменилось ли ваше мнение, ответ на конец урока?
Кто стал королем? (квадрат)
К
то был основным соперником? (прямоугольник)
Кто первым выбыл из соревнования? (трапеция)
Заполнить лист самооценки (Приложение 6)
Лестница успеха.
- «Ветер дует» для тех, кто в начале урока узнал, кто стал королем.
- Для тех, кто нарисовал себя на нижней ступеньке лестницы.
- Для тех, кто нарисовал себя на второй ступеньке.
- Для тех, кто нарисовал себя на самой высокой ступеньке.
8. Домашнее задание (2 мин.)
(состоит из двух частей): часть 1
Задача 1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О,
ÐАВО = 36°. Найдите ÐАОD.
Задача 2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.
Задача 3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.
Задача 4. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
Задача 5. Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а
BD=8 см.
Любые две задачи на «3», любые три задачи на «4», любые четыре или все пять задач на «5»
Часть 2.Решить кроссворд
Приложение 1.
План работы 1 отдела «Исследователи прямоугольника»
Записать определение прямоугольника (стр.108 учебника)
Построить прямоугольник (произвольный)
Провести диагонали прямоугольника
Измерить диагонали
Занести данные в таблицу
Длина (см) | Ширина (см) | Диагональ 1 (см) | Диагональ 2 (см) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Сделать вывод
Записать теорему о свойстве прямоугольника (из учебника)
Записать доказательство свойства прямоугольника
Сформулировать и записать признак прямоугольника
План работы 2 отдела «Исследователи ромба»
Записать определение ромба (стр.108 учебника)
Построить ромб (произвольный)
Провести диагонали ромба
Измерить углы, которые образуют диагонали ромба с его сторонами. Измерить углы между диагоналями
Занести данные в таблицу
Сторона (см) | Угол м/ду диагона-лями | Угол 1 | Угол 2 | Угол 3 | Угол 4 | Угол 5 | Угол 6 | Угол 7 | Угол 8 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Сделать вывод
Записать теорему о свойстве ромба (из учебника)
Записать доказательство свойства ромба
Сформулировать и записать признак ромба
План работы 3 отдела «Исследователи квадрата»
Записать определение квадрата (стр.108 учебника)
Построить квадрат (произвольный)
Провести диагонали прямоугольника
Измерить диагонали
Измерить углы квадрата
Занести данные в таблицу
Сторона (см) | Углы | Диагональ 1 (см) | Диагональ 2 (см) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Сделать вывод
Записать теорему о свойстве квадрата (из учебника)
Записать доказательство свойства квадрата
Приложение 2.
Четырехугольник | Определение | Особое свойство | Признак |
Прямоугольник | | | |
Ромб | | | |
Квадрат | | | |
Приложение 3.
Закончите предложение, либо впишите пропущенные слова.
1. Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны ____________.
2. Диагонали параллелограмма пересекаются и ____________________________________.
3. У параллелограмма противоположные стороны и противоположные углы ____________.
4. Прямоугольник - _____________________, у которого все углы_____________________.
5.Диагонали прямоугольника_____________________________.
6. Ромб - это__________________, у которого все стороны______________.
7. Диагонали ромба пересекаются под___________________________.
8.Диагонали ромба являются_________________________________________________.
9. Квадрат - это_________________, у которого все стороны______________________.
10. У квадрата все углы_________.
11. Диагонали квадрата пересекаются__________________,
12.Диагонали квадрата являются______________________________________________
Приложение 4.
Теоретическая самостоятельная работа.
| Параллело- грамм | Прямо- угольник | Ромб | Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны | | | | |
Все стороны равны | | | | |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 | | | | |
Все углы прямые. | | | | |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам | | | | |
Диагонали равны | | | | |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов | | | | |
Приложение 5.
Приложение 6.
«Лист самоконтроля» ученика ________________________________________
Таблица | Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Оценка учителя | Оценка ученика (заведующего лабораторией) | Само- оценка | Итоговая Оценка (средний балл) |
| | | | | | | |