Тема урока: «Живой» урок-праздник «Рождество Христово»
Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»
2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения
4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; 5.Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
6. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей у детей;
7. Пробуждать эмоциональную отзывчивость;
8. Создавать условия для реализации творческой деятельности.
Оборудование: -карточки с новыми терминами,
-видео мультфильм «Рождество Христово»,
- аудиозапись песни « Авэ Мария», «Елка в Рождество»
- презентация : «Рождество Христово»
- экран
- компьютер
Ход урока:
Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами!
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.
Учитель: Слайд 1
-Здравствуйте, дорогие ребята. Готовы погрузиться в мир искусства?
Мы начинаем наш необычный урок-праздник.
Урок, потому что вы обязательно услышите много нового,
необычный, потому, что наша встреча посвящена важному событию.
- В нашей стране, как и во всем мире, довольно большое количество праздников.
А что такое праздник? (ответы детей)
-Праздник-это какое-либо торжественное событие вызывающее особое состояние души, эмоциональный радостный подъем.-
- Какие бывают праздники? (ответы детей)
-Праздники делятся на:
Слайд 2
Национальные
Христианские
Семейные
-У каждого праздника есть свой “цвет”, своя “музыка”, свой “запах”.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о Рождестве.
-Итак, тема нашего живого урока: “Рождество Христово”.
3 Слайд, 4 слайд (вместе с песней)
- К какой из трех групп праздников можно отнести Рождество Христово?
- Рождество Христово - это христианский праздник.
-Ребята, а вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе?
(В Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество.)
- А в России?
(В России - 7 января Рождество Христово).
-Почему в разное время?
- Мы узнаем сегодня и об этом.
-День рождения Христа празднуют во всём мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества. Даже современное летосчисление ведётся от Рождества Христова. А наши зимние каникулы, которые мы так любим, называются Рождественскими.
-Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в ту прекрасную далекую, необыкновенную ночь.
Слайд 5
- 2014 лет назад на землю пришел Иисус Христос. Он прожил недолгую жизнь, но показал людям самое главное – великую любовь Бога к человечеству. Сердца, ожесточенные трудной жизнью, нестерпимым горем, отчаянием и безысходностью по сей день оттаивают и возрождаются к новой жизни, полной смысла, радости и мира, благодаря этой любви.
-Какова цель нашего урока?
-Сегодня на уроке нам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много лет назад, узнать, как праздновали Рождество наши предки, какие подарки можно дарить своим родным в этот день. На мой рождественский почтовый ящик пришло необыкновенное письмо.
-. Внимание на экран.
РОЖДЕСТВО МУЛЬТФИЛЬМ. (5. мин)
- Мы с вами совершили необыкновенное путешествие. Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье.
- Это была великая, таинственная ночь. А еще она была необыкновенно тиха.
- Много работы в эти дни у метелицы: нарядить все в лесу, укрыть потеплее. Ведь впереди рождественские морозы, суровые, трескучие. Показалось мне, что к нам сюда впорхнуло несколько белых снежинок. Смотрите!
Слайд 6, 7
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат;
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.
Слайд 8
- Волхвы принесли Иисусу золото – как Царю,
ладан – как Богу
смирну – как смертному человеку.
Слайд 9 + фоном Авэ Мария
- Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству, следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа.
- Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и неповторимый. Иконопись проникает на Русь с принятием христианства в 988 году. Слово “икона” обозначает - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.
- Давайте рассмотрим некоторые из них. На иконах мы видим образ ангела. Ангел – это спаситель человеческой души.
Слайды 10,11,12,13,14 подряд через 4 сек
- Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. .Ангелов рисуют на иконах в лучезарных лучах. Это чистые души.
-Поднимите руку, кого в детстве называли ангелочком!
Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.
Слайд 15 (ангелочки)
Физкультминутка
Прилетели ангелочки, становились на носочки!
Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили, в стороны направили,
Наклонились до земли, словно тяжести несли.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Полетели в высоту, чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, плечи развернули,
Повели руками чуть над головами.
А теперь им всем пора делать добрые дела.
Слайд 16
– Зима. Земля, реки, лес – все укрыто снегом. Все кругом погружено в сон. Замерли травы, кусты, деревья. Замерли, но не умерли. Под снежным покрывалом они таят могучую силу жизни: силу роста и цвета.
– Кто из детей и взрослых не любит эту пору ?А не любит дни, когда в доме появляется ёлка, её наряжают в цветные шары, колокольчики и бусы, зажигают на ней гирлянды огней? Обычай наряжать елку родом из Германии, здесь первые рождественские елки стали украшать еще в 8 веке.
- Сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду. И уже после всего устанавливали свечи. Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения. А свечи, во избежание опасности возгорания, стали заменять электрическими гирляндами.
- В России празднично украшенную елку впервые увидели в 19 веке. Теперь вы знаете всю “елочную” историю!
Слайд 17
18 слайд, 19 слайд
- Рождество в России празднуют радостно и весело. Накануне праздника украшают дома и улицы. Магазины, и рынки бурлят: все покупают подарки и угощения к празднику. Всё это предвещает праздничное настроение.
- Накануне Рождества и в день праздника люди одеваются во все новое, да еще и переодеваются по нескольку раз, чтобы весь год были обновы. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь , то и получишь.
- На Рождество любили дети рядиться. Наряжались попом, цыганом, надевали странные маски. Девочки рядились в мальчиков, а мальчики в девочек. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом.
- В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигали и ставили на окна свечи, на улицах жгли костры, чтобы “согреть новорожденного Иисуса Христа”.
Слайд 20( коляда.)
С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. В эти дни по дворам ходят колядовщики, которые славят Христа, поют обрядовые песни, желают счастья и благополучия хозяевам, собирают дары. Но существовал один секрет — приходят они только в те дома, на окне которых выставляется свеча...
Слайд 21
-Хочется проверить, насколько вы были внимательны. Поиграем?
- Игра называется «Закончи фразу»
- Я начинаю фразу, а вы её закончите.
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – ... (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу ... (в храм).
Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят ... (лампады).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские ... (елочки).
Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают ... (свечи).
И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга ... (поздравляют).
Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И сердце замирает в ожиданье ... (чуда).
Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился ... (Иисус Христос).
Слайд 22
На рождественской электронной почте я увидели вопросов о том, ЧТО ВЫ. РЕБЯТА, ХОТИТЕ УЗНАТЬ О РОЖДЕСТВЕ. ВОТ ОТВЕТЫ НА некоторые из них.
ВОПРОС: Во многих странах за пределами России Рождество празднуют 25 декабря, а в нашей стране – 7 января. Почему? Мы говорили об этом вначале урока.
ОТВЕТ: С древнейших времен существовал ЮЛИАНСКИЙ календарь. В ХVI веке появился новый календарь, который обгоняет старый на 13 дней. Именно поэтому Рождество в нашей стране приходится на 7 января или как говорят, по новому стилю, что соответствует 25 декабря или по старому стилю.
ВОПРОС: С чем связан обычай, посыпать стол сеном?
ОТВЕТ: В память о вертепе и яслях стол посыпали сеном, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили кушанья, которых непременно должно было быть двенадцать.
ВОПРОС: Почему именно 12 блюд ставили на стол в рождественскую ночь?
ОТВЕТ: Число символическое: 12 апостолов, 12 месяцев...
ВОПРОС
Что такое святки и сколько дней они длятся?
ОТВЕТ: Святки - праздничное гуляние с 8 января до 19 января (до крещения) – 12 дней.
ВОПРОС: Чего ещё ждут ребята в эти праздничные дни?
ОТВЕТ: Рождественскую елку и детские праздники с долгожданными подарками.
ВОПРОС: Какие особенности в традициях Рождественской ёлки существовали в царской России?
ОТВЕТ: Ёлку ставили в отдельном помещении, скрытом от детей и именно в сам день Рождества дети могли её увидеть, наряжали елку только взрослые. Спасибо за вопросы.
Слайд 23, 24
- В Рождество принято дарить подарки, помогать тем, кто в этом нуждается. Рождество Христово – это праздник, который называют матерью всех праздников мира. Он учит нас верить, воспитывает наше сердце, чтобы мы научились прощать, сочувствовать, понимать друг друга, терпимо относиться к недостаткам других – одним словом, чтобы мы научились любить окружающих людей
-. Каждый из нас – маленький огонёк, а все вместе мы – великий свет.
-С Праздником!
(Звучит песня «Елка в Рождество»)
План проведения урока по теме :
«Живой» урок-праздник «Рождество Христово»
Организационный момент.
Беседа о праздниках (деление их на группы)
Беседа об истории возникновения праздника «Рождества Христово»
Просмотр мультфильма «Рождество Христово»
Беседа об Ангелочках
Физминутка
Беседа « Подготовка и празднование праздника»
Игра «Закончи фразу»
Ответы на вопросы из рождественской почты
Итог урока : «. Каждый из нас – маленький огонёк, а все вместе мы – великий свет!»