Кулагина Татьяна Владимировна
«Развитие фантазии детей дошкольного возраста, через изготовление поделок из подручных материалов».
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематогрофа. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Детям меньше читают, из- за постоянной занятости, родители, практически не играют с детьми. У детей пропадает умение фантазироать.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В.А.Сухомлинский)
Формирование творческой, целостной личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности.
Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы, поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе ручной труд. Ручной труд в детском саду - это все возможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста. Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами, здесь и поделки из бросового материала, и мягкие игрушки, куклы и т. д. Нас окружает множество интересных вещей. Казалось бы, самые простые вещи, которые мы без сожаления выкидываем, могут послужить замечательной основой для поделки из подручных средств. Если есть желание, фантазия и творческая жилка, стоит присмотреться повнимательнее к окружающим вещам. Вдруг что-нибудь приглянется? Изготовление поделок с детьми – это не только способ весело провести время с детьми, но и развитие у детей творческих навыков, усидчивости, аккуратности и координации. Поделки для детей сродни развивающим играм. Дети не просто проводят время за созданием поделки, но и получают в результате этого творческого процесса ощутимый результат. В процессе развивается общая и мелкая моторика, что, в свою очередь, благотворно отразится на мышлении и развитии речи, воспитываются нравственные качества. Ведь, развитие мелкой моторики очень важно при подготовке детей к письму. Дети также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств – это не только интересен и приятен, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. А творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. И мы должны стараться сделать так, чтобы для детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с воспитателем. Постепенно у детей будет складываться система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок. Кроме того, детские поделки из подручных средств – прекрасная возможность для детей порадовать маму, папу или бабушку с дедушкой подарком к празднику. Ручной труд способствует развитию у детей внимания – повышает его устойчивость, произвольность. Труд по изготовлению поделок способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь для этого нужно прилагать усилия, проявлять настойчивость, стремиться к результату. Специально организованная работа по овладению детьми различных техник изготовления поделок приводит к тому, что у детей начинают активно развиваться все органы чувств и различные анализаторы. Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. Очень важно для общего развития детей создать благоприятный эмоциональный фон на занятии. Чтобы дети испытали удовольствие и радость в процессе создания поделок. Многие дети часто самостоятельно не могут выполнить даже простые поделки. И в таком случае воспитатель должен помогать ребенку с первых этапов обучения – планировать с детьми предстоящую деятельность, активно помогать тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата.
Список литературы:
По материалам методических рекомендаций к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Мир открытий". – М.:, 2012.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2006.