«Развитие креативного мышления, как средство формирования
творческой личности на уроках ИЗО»
«Креативность – это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать
с кошкой, нырять в глубину,проходить сквозь
стены, зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее"
П. Торренс
XXI век – это век стремительного развития информационных технологий. Сегодня даже маленький ребенок знает, что такое интернет. Сетевая паутина оплела человечество. Мы используем информационные компьютерные ресурсы в работе, социальные сети - в общении с родными и близкими. Для школьников интернет стал неотъемлемой частью жизни. В процессе информатизации общества важные составляющие развития личности остаются на втором плане. А как же «прекрасное вечное, доброе»?
Поэтому роль педагога, формирующего сознание ребенка, его индивидуальностьс помощью искусства сегодня как никогда велика. Именно на уроках изобразительного искусства ребенок рисует свою картину мира, настоящую и будущую.Учитель способствует раскрытию с помощью художественно-образовательных технологий его интеллектуального и духовно-нравственного развития.
Одной из основных задач учебного предмета изобразительное искусство является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала. Неталантливых детей не бывает. Необходимо только с самого детства дать им возможность поверить в свои силы, почувствовать себя успешными. То,что заложено в детстве, определяет всю последующую жизнь человека. А.Маслоу считает, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека.
В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление -креативность. В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Креативность - это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы.
В нашей жизни креативность проявляется как смекалка - способность смело и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные средства и ресурсы.
У каждого человека уже с рождения есть и талант, и креативность, которые не является уделомотдельных людей, ученых, изобретателей, имиджмейкеров, рекламных специалистов. Их креативность – результат упорного труда над самим собой.
Дети неординарны, у них интересное видение мира. Но в процессе взросления на неординарность и непосредственностьвлияет общественное мнение, другие факторы окружающей среды и появляется шаблонное мышление. Творчество отодвигается на второй план и человек начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся шаблоны.
Такая деятельность никакой ценности для общества не представляет, люди не получают ресурсов для достижения личных целей. Личность остается незамеченной и не признанной.
Глубокий смысл имеет мудрое высказывание Джона Мэйсона «Ты родился оригиналом, так не умри же копией». Мы знаем не так много выдающихся людей с необыкновенными и яркими характерами, хотя каждый человек уникален. Чтобы избежать безликости необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации своего предназначения. Нужно учить ребят в любой ситуации придумывать нестандартную, оригинальную идею и стремиться воплотить ее в жизнь.
Развитие креативности на любом уроке может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Особенностью детского творчества на уроках ИЗО является сам процесс творчества и его результат, что имеет большое значение для личностного развития детей и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.
Уроки ИЗО позволяют развивать такие креативные способности, как:
Беглость– это способность генерировать большое количество идей в единицу времени а уроке. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее. Ребенок должен научиться быстроопределиться с замыслом рисунка, решить композицию,сделать набросок,сделать рисунок, подобрать и сочетать цвета всего за 45минут урока за вычетом других видов учебной деятельности.
Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от уже известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.Оригинальность рисунка – создание рисунка самостоятельно, с применением собственного воображения, без копирования и заимствования.
Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способами и идеями. Это способность ученика корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности выполнения рисунка.
Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.Наблюдается стремление ребенка к открытию новых знаний, высокаямотивация к изобразительной деятельности. Здесь немаловажна роль учителя в подборе уникального материала к уроку.
Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Уроки ИЗО позволяют детям находить необычное в обычном, простое в сложном и обсуждать это с учителем и одноклассниками.
Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов.Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей не вызывает затруднений. Они могут нарисовать шуршание под ногами осенней листвы, звон хрустального колокольчика, касание бабочки к своей руке; изобразить горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра, в то время, когда у взрослого человека, деятельность которого напрямую не связана с творчеством, эта способность просто отсутствует. Умение восхищаться красотой окружающего мира вовсе не одно и тоже с умением изобразить это выразительным средствами на бумаге.
Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей. Имея развитое воображение, ребенок может представить себе и нарисовать нечто отвлеченное от конкретных образов, что-то неопределённое, непознанное и загадочное, которое может представить только он сам.
Детальность - это способность детализировать рисунок до понимания каждого его элемента. Позволяет разбивать рисунок на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясны его мельчайшие элементы.Чем сильнее детализирован рисунок, тем больше конкретной информации предоставляется зрителю. Чем меньше детализация рисунка, тем большая свобода для фантазии предоставлена зрителю.
Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные компоненты и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.
Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.
Мыслить креативно способен каждый. Этой способностью нас наградила природа. Если бы человечество не обладало креативным мышлением, то наша цивилизация никогда бы не достигла такого высокого уровня развития технологий, науки, медицины и прочего.
Но почему же тогда одни способны изобретать, писать картины, сочинять стихи и песни, находить выход из сложных ситуаций, а другие – нет. ?
Учитель в процессе развития креативности на уроках изобразительного искусства может сталкиваться с множеством проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.
К ним относятся:
Лень и слабая воля.
Страх провала, неудачи.
Слабая самоорганизация
Отсутствие приоритетов.
Загруженность сознания.
Конформизм, при котором чужое мнение и опыт безропотно принимается, критике и анализу нет места, соглашательство со всем, без проведения оценки правильно ли это или нет.
Нетерпеливость в решении проблемы.
Ригидность. Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решенийи достижения целей.
Как же развить креативность в детях? Существует множество методов в педагогике. Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Например на уроках изобразительного искусства предлагается такие метода как:
Метод агглютинации — соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень.
Метод «Мозгового штурма» (А. Ф. Осборн) работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. К примеру, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из камней.
Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.
Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить».
Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги. (Практическая работа).
Метод инверсии предложить заменит краски на известные продукты: чай-коричневый, морковный сок-оранжевый, свекольный сок — красный, написание композиции этими продуктами и будет креативный метод на уроках изо.
Все методы изложенные ранее очень новые и необычные, их существует большое множество. Но когда речь заходит о какой-то конкретной теме, учащиеся задают вопрос: «А что конкретно нарисовать?», да действительно у учителя всегда есть идеи, но одна из задач педагогики научить мыслить самостоятельно для этого используется метод «морфологического анализа» или «морфологический ящик». Можно дальше перечислять все креативные методы, но я предлагаю остановится на методе «морфологического анализа» или по-другому «морфологический ящик». Впервые его предложившим Ф. Цвикки, швейцарский астрономом, с помощью данного метода, им было найдено целый ряд открытий. «Цель морфологического исследования — увидеть перспективу полного «поля знаний» о предмете. Это может быть поле материальных объектов, поле явлений или поле отношений, концепций, идей или теорий». Применение данного метода уже существует на уроках изо, например при создании необычного животного, робота или цветов как у Шавиковой Т. И.

Рис. 1
«Морфологический анализ» удобен при создании какого-то определенного объекта, а если это целая композиция, как возможно применить данный метод? Перед учащимся перед композицией стоит задача: соединить свои накопленные знания, зрительные восприятия в единый сюжет. Нами найден вариант работы с данным методом. «Морфологический анализ» это многомерная матрица ее необходимо облегчить, ограничить ее элементы. Любая композиция, которую рисует учащийся сравнима со спектаклем, со сценой в театре на которой происходит какое-то определенное действие, происходящее в определенном месте и в определенное время. Единство времени, единство действия и единство места — это классические три единства, которые применяют в пьесах. Соединение этих трех составляющих с главным героем в композиции. Приведем пример работы над тематической композиция на уроках изо. Предложена тема: профессии моей семьи. Использовался усовершенствованный метод «морфологического анализа», который изначально имеет определенный вид.
Таблица 1
Герой |
Предмет или образ | Свойство предмета или явления |
Мама врач | халат | очки | стетоскоп | |
Папа повар | колпак | плита | продукты | фартук |
После того как выбранный герой «папа повар», дальнейшая работа состоит из составления таблицы на единство действия, единство места и единство места.
Таблица 2
Единство действия |
Состояние | Свойство предмета, явления |
Стоять | бодро | устало | прямо | согнувшись | наклонившись |
Единство места |
Предмет | Свойство предмета, явления |
Кухня | Плита | Посуда | Шкафы | Лампа | Раковина |
Единство времени |
Явление | Свойство предмета, явления |
Время суток: день | ярко | светло | | | |
После того как была составлена таблица, которая изначально была ограниченна, получился один вариант, который на практической части урока воплощается на бумаге.
Рис.2 «Папа повар». Гнеушева Алена, 11 лет
Подведя итоги, можно сказать, что метод «морфологического анализа» определяет последовательность действий, приучает к самостоятельной работе, в данном случае сюжет любой композиции не похож на другой.
Заключение
Развитие креативности обучающихся на уроках изо предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.
Учитель, умеющий обернуть недостатки в достоинства, знающий особенности развития личности своих учеников, умеющий решать вышеуказанные проблемы, преодолевать трудности - станет для них примером, сумеет организовать творческую деятельность, направит их к успеху, повысит эффективность и успешность творческой деятельности в классе. Создание на уроках ИЗО креативной среды позволяет формировать ключевые компетенции у обучающихся, создать в классе атмосферу сотрудничества. Дети приобретают надпредметные связи и опыт самообразования, культуру исследовательского труда и развивают собственные творческие умения. А результаты изучения креативного мышления ребят позволят создавать творческие задания и эффективно подбирать образовательные технологии для проведения уроков и занятий.
ЛИТЕРАТУРА
Аверина И.С., Щебланова Е.И. Психодиагностика одаренности школьников// Психологическая газета.- 1997. - №1 (16).
Алессандрини К., Дуарте Х., Дупас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Исцеляющее искусство. – 2001. – Т.4, № 1. – С. 22-43.
Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. - М., 2003.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 1) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 – 107.
Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. –2006. - №1. - С. 85-96.
Быстров А.Н. Нормативная модель личности и деятельности подростка. Архангельск, 2005.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997.
ТЕСТ Э.П. ТОРРЕНСА: ОЦЕНИВАЕМ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ http://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.htmlhttp://shkolabuduschego.ru/shkola/test-e-p-torrensa-otsenivaem-tvorcheskoe-myishlenie-shkolnikov.html
Сравнительный анализ креативности подростков для последующего учета особенностей их творческого мышления при построении учебных программ. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/03/21/sravnitelnyy-analiz-kreativnosti-podrostkov-dlya
Леонтьева Т.В. //Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности.https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-podrostkov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti
12. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Спб.: Питер, 2009.- 434 2. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика Технология креативного обучения / А. В. Хуторской. — М.:Моск.ун-т, 2003.- 416 с. 3. Ревенков А. В., Резникова Е. В. Теория и практика решения технических задач / А. В. Ревенков, Е. В. Резникова. — М.: «Форум», 2008 г., 345с. 4.