Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у детей является очень
важным. Во
-
первых, потому что все развитие идет из
детства. Во
-
вторых, потому что то, как будет происходить развитие
логического мышления у детей и с какого возраста, окажет влияние на
обучение ребенка в
дальнейшем.
Поступая в первый класс замечено, что немало детей умеют читать и неплохо
пишут печатными буквами, пересказывают. Но в чем была заметна проблема,
так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое
мышление будет базой и
х дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек
научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики.
Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций
мышления. Поэтому для занятий с детьми подбирайте разнонаправленные
упражн
ения.
Вот несколько упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления.
А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии
1. Исключить лишнее.
Положите перед крохой ряд каких
-
то предметов или картинок с предметами,
объединенных одной г
руппой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и
т.д. И среди этих предметов положите один, который не относится к этой
группе. Попросите вашу умницу найти «лишний» предмет или изображение
предмета.
2. Найти общее.
Здесь надо работать над разными сво
йствами и качествами предметов. Можно
подбирать предметы общие по:
• цвету (яблоко и игрушка
—
желтые);
• форме (часы и тарелка
—
круглые);
• предназначению (лампа и свечка
–
светят);
• размеру (пуговица и бусинка
–
маленькие);
• смысловой группе (пылесос
и веник
–
предназначены для уборки).
Задача
ребенка
—
понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти
общее.
3. Обобщение.
Можно играть с теми же предметами, но суть будет другая. Кладете перед
крохой предметы одной смысловой группы и просите ег
о назвать, что это такое
все вместе. К примеру, яблоко, лимон, груша
—
фрукты.
4. Классификация.
Кладете перед ребенком предметы из разных смысловых групп или
объединенные разными признаками. К примеру:
—
зеленые, круглые и разные часы;
—
мелкие предметы,
продукты, квадратные предметы и т.д.
Задание: разложить предметы по группам.
5. Продолжи ряд.
Предложите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, пуговица
-
бусинка
-
пуговица
-
бусинка... И попросите продолжить ряд в той же
последовательности, предложив не
обходимые предметы. Можно ряд
выкладывать по принципу увеличения: малюсенькая пуговица
-
маленькая
пуговица
-
средняя пуговица... Можно чередовать цвета: зеленый
-
зеленый
-
желтый
-
желтый
-
зеленый
-
зеленый...
6. Найди отличия.
Для этого упражнения хорошо использовать го
товые картинки, которые сейчас
можно легко найти и в интернете и в журналах для детей.
7. Чего не хватает?
Ну, пора бы порисовать! Начинайте рисовать какой
-
то рисунок и в процессе
сознательно пропускайте какую
-
то деталь. Спрашивайте у ребенка: «Все?
Рисуно
к готов? А чего не хватает?»
Развитие логического мышления у детей должно проводиться
систематически. Не переживайте, если сначала что
-
то не получается. Наши
ребятишки постепенно все поймут. Подсказывайте, как надо помочь поймать
суть. Но зато, если он ов
ладеет этими операциями мышления, то он будет