Чугаева Н.А.учитель начальных классов
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат» г. Оса
I. Развитие мелкой моторики. К истокам народной мудрости.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно психического развития ребёнка является развитие его психических умений. По умелости детской руки, специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Известный физиолог И.П. Павлов считал: руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Можно сделать вывод: начало развитию мышления даёт рука.
Руки - это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Учёными доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи и мышлением ребёнка. А самое главное уровень развития мелкой моторики является показателем интеллектуального развития. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.
У детей с тяжелым нарушением интеллекта, имеющие сложный дефект, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
II.Значение методики М.Монтессори.
Вот уже более ста лет живёт в мире система образования и воспитания, разработанная выдающимся итальянским педагогом- психологом Марией Монтессори. Она разработала методику обучения для умственно отсталых детей, а затем распространила её на обучении всех детей.
Работая с умственно отсталыми детьми, М. Монтессори впервые понимает, что активная работа рук сказывается на развитии мозга. Впоследствии это открытие не только подтвердилось, но и получило широкую известность – кто сегодня не знает о важности совершенствования мелкой моторики и том, как благотворно это сказывается на развитии речи и интеллекта в целом.
Работая с детьми класса «Особый ребёнок »часто сталкиваюсь с такими проблемами.
Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук через различные виды деятельности, посредством дидактических средств и игр.
Задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду класса;
Развивать память, мыслительную деятельность, речь;
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Актуальность.
Благодаря наличию дидактических средств применяемых как в учебной деятельности, так и в развивающей среде, повышается произвольное внимание детей, развивается мелкая моторика, создаются предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями, навыками.
Конкретные ожидаемые результаты.
-Овладение и умение правильно держать ручку, карандаш;
-овладение навыками самообслуживания;
-овладение приёмами работы с разными дидактическими средствами;
Для развитие мелкой моторики пальцев рук использую разнообразные приемы:
- Пальчиковая гимнастика;
-Пересыпание крупы ложкой;
-Переливание из одного стакана в другой;
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
- Сминание пальцами комочков из бумаги;
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
- Шнуровка на различных предметах;
- Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
- Завязывание и развязывание бантов, узлов;
- Застегивание пуговиц, молний, крючков;
- Нанизывание бус, пуговиц на леску, работа с проволокой;
- Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
- Изготовление бус из разноцветных скрепок;
-Игры с песком;
- Сортировка мелких и крупных предметов;
- Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки.
- Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
«Разноцветный бумажный дождь»
Восторг вызывает у детей создание в классе запланированного
беспорядка – разрывание цветной бумаги на мелкие кусочки, подбрасывание вверх, любование их полетом («разноцветный бумажный дождь») с последующим сбором обрывков и выполнением коллективной аппликации («радуга»); сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомконого листа бумаги (заготовка фактурной бумаги для рисования или аппликации).
III.Заключение.
Использование дидактических средств играет большую роль в развитии ребёнка:
Кисти рук приобрели подвижность, исчезла скованность движений (большая часть детей в классе пишут самостоятельно, не по обводке)
Рука ребёнка становится более подготовленная к письму, рисованию.
На фотографиях можно увидеть рисунки, выполненные одним и тем же ребёнком, в разные года обучения в школе.
Рис.№1 Рис.№2
Развивается внимание, память, воображение, зрительно-пространственное восприятие;
Работая с материалом М. Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно- моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.
Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, складывание салфеток, вылавливание шариков, нанизывание бус и т.д. действуют на ребёнка просто завораживающе. У ребёнка не только развивается мелкая моторика, он чувствует себя как взрослый, всё умеет и всё делает самостоятельно, что повышает самооценку, и как следствие - появляется уверенность в себе.