СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родитель должен понимать важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Eсли мелкая моторика развита плохо, то у детей наблюдается задержка речевого развития, это приводит к проблемам с памятью, вниманием, а также негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей"»

«Развитие мелкой моторики у детей»

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.

Каждый родитель должен понимать важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции. 

Ещё Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.

Подмечено, если мелкая моторика развита плохо, то у детей наблюдается задержка речевого развития, это приводит к проблемам с памятью, вниманием, а также негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Родители не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением.

Родителям важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.

Игры и упражнения

Для развития мелкой моторики существует большое количество игр, упражнений и занятий. Их условно можно разделить на несколько категорий:

  • массаж;

  • рисование и лепка;

  • пальчиковые игры;

  • игры с мелкими предметами.

Для каждого возраста есть свои определенные игры.



Упражнения для детей до 3 лет

Пальчиковые игры являются наиболее подходящим вариантом занятий. Их можно сопровождать различными песенками, присказками и прибаутками.

«Сорока-ворона кашу варила»

Это игра – массаж. Необходимо поглаживать ладошки ребенка, массируя их и побуждая его сжимать и разжимать пальчики. Свои действия сопровождаем присказкой:

«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:

Этот (берете большой палец ребенка) – воду носил,

Этот (указательный) – дрова колол,

Этот (безымянный) – кашу варил.

А ты (мизинец) – за водой не ходил,

Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.

Не будет тебе каши!».

«Ладушки»

Это игра может использоваться с самого раннего возраста. Нужно взять руки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:

«Ладушки – ладушки,

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку,

Разбили чашку, хлоп!»

Разрывание бумаги

Это упражнение подходит для детей с семи месяцев. Ребенку нужно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать.

Перелистывание страниц

После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.


Упражнения после 3 лет

Бусы и крупы

В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бусинки, различные крупы и т.д.

Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих руках.

Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом, у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, спрятать мелкие предметы и попросить ребенка найти их.

Закручивание и раскручивание крышек

Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.

Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Лепка

Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину.

Игры с песком

Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.

Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы

Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Начинать нужно с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.

То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.

Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость.

Главное

Чтобы упражнения и игры давали свой результат, важно знать о нескольких правилах:

  • занятия должны вызывать интерес у ребенка (проводить в игровой форме), в противном случае он просто не будет выполнять то, что ему говорят;

  • принимайть активное участие. Совместные занятия мотивируют ребенка, помогают укреплять взаимоотношения;

  • чаще хвалите ребенка, крайне важно, чтобы ребенок получал одобрение того, что он делает;

  • используйте для развития мелкой моторики специальные игрушки – сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д., так же для этих целей очень полезны сортеры. Старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка, иначе он быстро потеряет к ним интерес;

  • занятия должны быть ежедневными, переходите от простого к сложному постепенно;

Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу.