УДК 376 : 372.878
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Холодов Д. В.,
Курский государственный университет,
Дворец детского творчества Сеймского округа
г. Курск, Россия
Науч. руководитель – Рудзик М. Ф.,
Курский государственный университет
г. Курск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается процесс развития музыкальной одаренности обучающихся в классе гитары применительно к системе дополнительного образования.
Ключевые слова: дополнительное образование; обучение в классе гитары; развитие музыкальной одаренности.
Abstract. The article examines the process of development of musical giftedness of students in the guitar class in the system of additional education.
Key words: additional education; guitar class training; development of musical talent.
Музыкально одаренные дети выделяются среди других обучающихся в учреждениях дополнительного образования тем, что отличаются повышенным интересом к музыкальной деятельности, эмоционально воспринимают и переживают музыку, имеют свои собственные музыкальные предпочтения, но самое главное – они обладают ярко выраженными музыкальными способностями. Поэтому к таким детям необходим особый подход в обучении и развитии.
Проблему музыкальной одаренности изучали многие отечественные психологи, музыковеды, педагоги: Б. Г. Ананьев, М. Г. Арановский, Л. А. Баренбойм, Н. Е. Ветлугина, Д. К. Кирнарская, А. Н. Сохор, К В. Тарасов, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.
Б. М. Теплов определял музыкальность, как компонент музыкальной одаренности, а музыкальную одаренность, в свою очередь, как «качественно-своеобразное сочетание общих и специальных способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [Теплов, c. 25].
Музыкальность трактовалась им, как «особый комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие всякой другой, но в то же время связанных с видом музыкальной деятельности» [Теплов, c. 25].
Б. М. Теплов характеризовал музыкальные способности следующим образом:
- способность является индивидуальным свойством человека и его деятельности;
- способность является средством, которое ведет к успеху;
- способность является готовностью к освоению и развитию специальных знаний, умений, навыков.
«Под одаренностью, – пишет А. И. Савенков, – понимается генетически обусловленный компонент способностей. В ходе психогенетических исследований экспериментально доказано, что данный генетический компонент в значительной мере определяет, как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития человека» [Савенков, с. 5].
Талант и одаренность рассматриваются в психологии и педагогике давно и достаточно широко. С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались» [Рубинштейн, с. 702].
Наш профессиональный интерес к данной категории воспитанников возник в процессе накопления педагогического опыта обучения детей игре на гитаре в МБОУ ДО «Дворец детского творчества» г. Курска. Практика показала, что гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, который дети выбирают для обучения в учреждениях дополнительного образования. И среди обучающихся в классе гитары часто встречаются музыкально одаренные дети, требующие пристального внимания педагога, который должен помочь им в развитии природного таланта.
В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что обучение одаренных детей в классе гитары должно персонифицированный характер, вследствие чего педагогу необходимо осуществлять разработкой индивидуальных образовательных программ, которые будут отличаться содержанием, приемами и методами работы.
В обучении музыкально одаренных детей существуют два подхода:
- первый предполагает ускорение обучения;
- второй направлен на интенсификацию обучения.
Рассмотрим данные подходы на примере обучения в классе гитары.
Музыкально одаренные дети отличаются интеллектом, быстро и легко воспринимают и перерабатывают информацию, способны быстро запоминать и осваивать изучаемый материал. Стоит помнить о том, что после изучения теоретического материла, его нужно закрепить практически, например, при изучении гамм в разных тональностях необходимо закреплять материал проигрыванием на музыкальном инструменте, в данном случае на гитаре.
При ускоренном обучении перед педагогом стоит важная задача – контроль мозговой активности обучающегося, например, при разборе музыкального произведения важно следить за правильностью расстановки пальцев в соответствии с нотным материалом, что является очень важным при освоении классической гитары. При этом любая учебная задача должна быть понятна для обучающегося, не вызывать у него стресса и усталости, а педагог должен организовывать образовательный процесс так, чтобы соблюдался адекватный режим учебной деятельности и отдыха.
На наш взгляд, одним из продуктивных приемов соблюдения такого режима без ущерба для достижения учебно-творческих, развивающих и воспитательных целей занятий является смена видов деятельности. К примеру, мы часто предлагаем ученикам после работы над репертуарными произведениями просмотр и обсуждение видеозаписей их исполнения выдающимися музыкантами-гитаристами, такими, как Роман Зорькин, Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, Никита Болдырев и др.
Интенсификация обучения направлена на более масштабное и детальное расширение музыкального кругозора обучающегося. В классе гитары это связано с увеличением музыкального репертуара. Помимо этого, педагог должен создавать условия для развития музыкальной самостоятельности ребенка. Решение этой педагогической задачи осуществляется в различных формах музыкально-творческой деятельности: чтение с листа, подбор мелодий по слуху, музицирование в ансамбле и др.
Интенсивное обучение – это не столько ускорение темпа образовательного процесса, сколько увеличение объема теоретического и практического материала. Мы, к примеру, на практике осуществляем расширение учебного материала за счет внедрения в образовательный процесс новых учебных пособий по классической гитаре, а также за счет освоения онлайн-уроков профессиональных гитарных исполнителей и педагогов.
Обучение музыкально одаренных детей в классе гитары должно подразумевать не только увеличение объема изучаемого материала, но и повышение уровня сложности произведений, предлагаемых для разучивания и исполнения. Например, когда одаренный ребенок с легкостью осваивает и исполняет произведения средней сложности, педагог выбирает для обучающегося разножанровые произведения, в которых присутствуют новые технические приемы игры на гитаре, более сложные ритмы, быстрые темпы и т. д. Это могут быть различные обработки песен, джазовая музыка, произведения, в которых сочетаются игра и имитация ударных инструментов по корпусу гитары, произведения с использованием приема «тремоло» и др.
Работа с одаренными детьми предполагает не только учебные занятия, но и выступления на концертах, участие в конкурсах, посещение концертов профессиональных исполнителей, участие в гитарных мастер-классах, просмотры и обсуждения видео-уроков и др. При этом педагог нацелен на достижение результата музыкальной деятельности, развитие в каждом одаренном ребенке индивидуальности, своего почерка, манеры и характера исполнения.
О достижении успешности развития музыкально одаренных обучающихся в классе гитары могут свидетельствовать их положительные результаты в конкурсах разного уровня, общественное признание, как талантливых исполнителей.
В заключении отметим, что музыкально одаренные дети представляют собой ценность в будущем для профессиональной области музыкального искусства и культуры, поэтому при работе с такими обучающимися следует грамотно и целенаправленно выстраивать образовательный процесс, искать новые методические подходы для совершенствования технических и художественных исполнительских умений и навыков, помогать в развитии музыкальных дарований детей, проводить профориентационные мероприятия. Все это скажется на результатах успешного становления и развития музыкально одаренных обучающихся в условиях организаций дополнительного образования детей.
Литература:
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 440 с.
Теплов Б. Н. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. 333 с.