СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей в курсе родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрываетвиды работ  по развитию речи на уроках родного русского языка

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей в курсе родного языка»

Развитие речи у детей в курсе Родного языка.

Речь –это деятельность, посредством которой происходит общение людей между собой. Речь состоит из слов. Слова состоят из звуков. К сожалению в наше время многие дети уже школьного возраста страдают недостаточным речевым развитием.

Развитие детской речи имеет три основных эта­па. Первый этап, доречевой, предшествующий ов­ладению речью как таковой, — период примерно от двух месяцев до одного года, второй — это этап первичного освоения языка, продолжающийся при­мерно от одного года до двух лет. Третий, который можно назвать периодом овладения грамматичес­кой структурой языка, продолжается примерно от двух до трех лет. В дальнейшем речь ребенка не претерпевает принципиальной перестройки, проис­ходит лишь увеличение словаря и увеличение ко­личества (отчасти также характера) используемых грамматических форм.

Одной из важнейших задач курса родного язы­ка в школе является выработка у ребенка созна­тельного и произвольного отношения к своей речи и составляющим ее языковым элементам. Особен­но существенна эта сторона вопроса для овладения грамматикой и письмом. Но невозможно грамотно писать, не умея или плохо читая.

Чтение — очень сложный психофизиологичес­кий процесс, и, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются но­вые связи между словом слышимым, произноси­мым и словом видимым. Если устная речь в ос­новном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то пись­менная речь является зрительнослухомоторным образованием.

Таким образом, по своим психофизиологичес­ким механизмам устная, письменная речь и чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства.

Начальная школа ставит перед учеником слож­ную задачу — овладение письменной речью, кото­рая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В дальнейшем ребенок будет учить­ся посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение, а зна­чит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладел чтением и письмом, за­висит успешность его дальнейшего обучения в шко­ле, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся причинами неуспеваемости млад­ших школьников.

Успешное овладение чтением и письмом невоз­можно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анали­зом, развития ряда неречевых функций (зритель­ного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, а также определен­ного уровня общего развития ребенка. На уроках родного русского языка целесообразно применять

Скороговорки, чистоговорки

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Проворонила ворона вороненка.

И швец и жнец и на дуде игрец.


Упражнения«Фотоглаз»

Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствование устойчивости внимания, опе­ративной памяти:

1) за короткое время ученик должен запомнить и воспроизвести слово, несколько слов, предло­жение;

2) за отведенное время ребенок должен запомнить столбик слов и сказать, есть ли в нем данное слово. (сок, лещ, машина, игра, ножницы, ручка) В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.


«Буксир»

Цель: развитие скорости чтения.

Взрослый читает текст, изменяя скорость чте­ния в пределах скорости чтения ребенка (от 80 до 160 слов в минуту). Дети следят за текстом. Затем взрослый, внезапно остановившись, просит ребен­ка показать или назвать последнее прочитанное слово.


«Кто быстрее?»

Цель: расширение фиксационного поля.

На паласе рассыпаны статьи. Их гораздо боль­ше, чем играющих. По команде «Начали!» каждый пытается найти заданное предложение.

Следующие упражнения помогают вести ус­пешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чте­ния: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы тек­ста и возврат к нему, неуверенность.


Считаем слова

Цель: чтение только глазами без вокализации.

При чтении текста детям необходимо считать слова и искать ответы на поставленные вопросы. (В первом классе — не более трех вопросов, во вто­ром — не более четырех.)


Считаем строчки

Цель: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка одномоментного восприятия строчек текста.

Это упражнение аналогично предыдущему, но

на просматривание каждой строчки дается только

одна секунда.

Данную стратегию можно выработать при регу­лярных занятиях в течение 30-40 дней по 20-40 ми­нут ежедневно.

Принято считать, что чем больше человек чи­тает, тем грамотнее он пишет. Грамотность форми­руется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (на­пример, лежа или расположив книгу на столе), зри­тельные эталоны слов не формируются, доступ к зрительной памяти затруднен.

«Спринт»

На максимальной скорости чтения про себя тре­буется найти ответы на вопросы. При этом в процес­се всего чтения нужно плотно сжимать губы и зубы.


«Кенгуру»

Цель: расширение зоны восприятия на начальном этапе. Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили?


Вертикально-слаломное чтение

Цель: тренировка в скорочтении.

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально по тексту, пытаемся найти существенную инфор­мацию.


«Стратегия грамотного письма»

Цель: научиться грамотно писать, не опираясь на прави­ла грамматики.

Люди, обладающие «врожденной грамотнос­тью», безошибочно пишут, не обращаясь к суще­ствующим правилам грамматики. Они владеют осо­бой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в форме зрительных образов. Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов в форме слухового образа. В последнем случае воз­никает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то при написании он будет постоянно де­лать ошибки. Повседневная неправильная речь, зву­чащая вокруг, также мешает формированию гра­мотности. В этом случае человек будет вынужден всю жизнь опираться на существующие правила грамматики.

Данной стратегии можно обучить ребенка. При­чем эффективность будет намного выше, чем при заучивании правил.

Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обу­чающемуся зрительно предъявляют на очень ко­роткое время слова, написанные на карточках. Причем каждая карточка показывается так, что­бы при взгляде на нее глаза уходили вверх отно­сительно средней линии взора. Желательно, что­бы «ошибкоопасное» место в слове было выделено цветом, величиной букв, их наклоном или другим шрифтом.

Предъявление карточки на короткое время осу­ществляется для того, чтобы ребенок узнал слово, но не успел его проговорить.