Развитие речи у детей в курсе Родного языка.
Речь –это деятельность, посредством которой происходит общение людей между собой. Речь состоит из слов. Слова состоят из звуков. К сожалению в наше время многие дети уже школьного возраста страдают недостаточным речевым развитием.
Развитие детской речи имеет три основных этапа. Первый этап, доречевой, предшествующий овладению речью как таковой, — период примерно от двух месяцев до одного года, второй — это этап первичного освоения языка, продолжающийся примерно от одного года до двух лет. Третий, который можно назвать периодом овладения грамматической структурой языка, продолжается примерно от двух до трех лет. В дальнейшем речь ребенка не претерпевает принципиальной перестройки, происходит лишь увеличение словаря и увеличение количества (отчасти также характера) используемых грамматических форм.
Одной из важнейших задач курса родного языка в школе является выработка у ребенка сознательного и произвольного отношения к своей речи и составляющим ее языковым элементам. Особенно существенна эта сторона вопроса для овладения грамматикой и письмом. Но невозможно грамотно писать, не умея или плохо читая.
Чтение — очень сложный психофизиологический процесс, и, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является зрительнослухомоторным образованием.
Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам устная, письменная речь и чтение тесно взаимосвязаны и не могут рассматриваться вне связи, вне единства.
Начальная школа ставит перед учеником сложную задачу — овладение письменной речью, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма. Письмо и чтение служат «базовыми» навыками, т.е. навыками, на которых строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе и не только по предмету «русский язык». От того, насколько ребенок овладел чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся причинами неуспеваемости младших школьников.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, а также определенного уровня общего развития ребенка. На уроках родного русского языка целесообразно применять
Скороговорки, чистоговорки
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Проворонила ворона вороненка.
И швец и жнец и на дуде игрец.
Упражнения«Фотоглаз»
Цель: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов, совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти:
1) за короткое время ученик должен запомнить и воспроизвести слово, несколько слов, предложение;
2) за отведенное время ребенок должен запомнить столбик слов и сказать, есть ли в нем данное слово. (сок, лещ, машина, игра, ножницы, ручка) В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.
«Буксир»
Цель: развитие скорости чтения.
Взрослый читает текст, изменяя скорость чтения в пределах скорости чтения ребенка (от 80 до 160 слов в минуту). Дети следят за текстом. Затем взрослый, внезапно остановившись, просит ребенка показать или назвать последнее прочитанное слово.
«Кто быстрее?»
Цель: расширение фиксационного поля.
На паласе рассыпаны статьи. Их гораздо больше, чем играющих. По команде «Начали!» каждый пытается найти заданное предложение.
Следующие упражнения помогают вести успешную работу по устранению основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные повторы текста и возврат к нему, неуверенность.
Считаем слова
Цель: чтение только глазами без вокализации.
При чтении текста детям необходимо считать слова и искать ответы на поставленные вопросы. (В первом классе — не более трех вопросов, во втором — не более четырех.)
Считаем строчки
Цель: расширение зоны восприятия при чтении путем формирования навыка одномоментного восприятия строчек текста.
Это упражнение аналогично предыдущему, но
на просматривание каждой строчки дается только
одна секунда.
Данную стратегию можно выработать при регулярных занятиях в течение 30-40 дней по 20-40 минут ежедневно.
Принято считать, что чем больше человек читает, тем грамотнее он пишет. Грамотность формируется только в том случае, когда глаза во время чтения уходят вверх относительно средней линии взора. Если человек читает, опустив глаза вниз (например, лежа или расположив книгу на столе), зрительные эталоны слов не формируются, доступ к зрительной памяти затруднен.
«Спринт»
На максимальной скорости чтения про себя требуется найти ответы на вопросы. При этом в процессе всего чтения нужно плотно сжимать губы и зубы.
«Кенгуру»
Цель: расширение зоны восприятия на начальном этапе. Под счет 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили?
Вертикально-слаломное чтение
Цель: тренировка в скорочтении.
В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально по тексту, пытаемся найти существенную информацию.
«Стратегия грамотного письма»
Цель: научиться грамотно писать, не опираясь на правила грамматики.
Люди, обладающие «врожденной грамотностью», безошибочно пишут, не обращаясь к существующим правилам грамматики. Они владеют особой стратегией, позволяющей не делать ошибок: запоминают слова в форме зрительных образов. Этот способ более эффективен, чем сохранение эталонов в форме слухового образа. В последнем случае возникает ситуация, когда человек как слышит, так и пишет. А если ребенок плохо выговаривает какие-то звуки, то при написании он будет постоянно делать ошибки. Повседневная неправильная речь, звучащая вокруг, также мешает формированию грамотности. В этом случае человек будет вынужден всю жизнь опираться на существующие правила грамматики.
Данной стратегии можно обучить ребенка. Причем эффективность будет намного выше, чем при заучивании правил.
Методика формирования грамотного письма включает несколько специфических моментов. Обучающемуся зрительно предъявляют на очень короткое время слова, написанные на карточках. Причем каждая карточка показывается так, чтобы при взгляде на нее глаза уходили вверх относительно средней линии взора. Желательно, чтобы «ошибкоопасное» место в слове было выделено цветом, величиной букв, их наклоном или другим шрифтом.
Предъявление карточки на короткое время осуществляется для того, чтобы ребенок узнал слово, но не успел его проговорить.