Развитие творческих способностей младших
школьников на уроках литературного чтения.
Перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности,
умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных
ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах.
Особенность творческой личности - высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л. В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом», обращенным в будущее.
Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших
проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране.
Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Реагируя на перемены в социальной жизни, меняется и система образования. Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во главу угла встала задача развития творческой активности учащегося, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
В этой связи я стала уделять больше внимания на развития творческих способностей учащихся. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащегося, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащегося, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при
доброжелательных оценках со стороны учителя, поощрений оригинальных
высказываний. Творческую деятельность можно стимулировать через реализацию межпредметных связей. Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.
Таким образом, под творческими способностями я понимаю совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе её открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные нестандартные решения.
Для того, чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей. Каждый ученик индивидуален, и что нравится одному не значит, что понравится другому.
Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.
Мотивационно–потребностный критерий – характеризует стремление ученика
проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам
учебных заданий.
Деятельностный критерий – выявляет умение оригинально выполнять задания
творческого характера, активизировать творческое воображение учащегося,
осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.
Уроки литературного чтения являются самыми благоприятными, на которых
можно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно
использовать упражнения творческого характера. Развивающая система Занкова, по которой я работаю, даёт прекрасные возможности для реализации творческих способностей учащихся.
На уроках литературного чтения упражнения с творческим характером
встречаются регулярно. После прочтения произведения учащиеся могут выбрать
сами, какое задание им больше по душе.
Изучение литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества:
это ведение дневника, описание картин природы, рисование картин, декламация
стихов, инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и
исследовательская деятельность учащегося.
Общие советы учителям в связи с первыми попытками учащихся в
литературном творчестве: не давать никаких заданий, никаких упреков и замечаний, полная свобода творческих попыток, создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение.
В свое работе я использую различные виды пересказов с элементами
творчества.
- пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни
героев;
- изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста;
- составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного
опыта;
- составить или продолжить рассказ по картинкам, иллюстрирующим
прочитанное.;
-составить рассказ по личным наблюдениям картин, природы, близких
прочитанному.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является
многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.
На своих уроках я использую следующие виды работ над текстом:
-чтение, деление на части;
- составление плана;
- чтение цепочкой;
- чтение, нахождение отрывка к рисунку;
- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
- чтение, составление сценария к диафильму;
- чтение по ролям;
- «живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на
услышанное);
- нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с
мольбой, с досадой, с возмущением, насмешкой, весело, печально….;
- конкурсное чтение стихотворений;
- чтение с выписыванием слов и выражений, которых можно использовать при
написании сочинения.
Составление диафильмов по произведению.
Интересную работу я провожу по созданию своих диафильмов на основе
прочитанного произведения. Делаю так:
- по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой
диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
- какие строки из текста вы соотнесете с ними;
- определите количество кадров.
Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые
диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.
Лепка и аппликация.
Этот вид детского творчества я использую чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.
Книжки - самоделки.
Одно из самых интересных заданий для ребят - это работа с книжками –
самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и
воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое
название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.
В этих книжках – самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
Работа с читательским дневником.
Не позднее второго класса я приучаю учащихся к ведению записей о
прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради ( дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что понравилось.
Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге,
развивает желание учиться. Мой класс каждый год побеждает в номинации «Самый читающий класс»
Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно
узнать, о чем говорили в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение
содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя. Для
написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку:
Выберите книгу, которая тебе нравится
1. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги
2. Начать аннотацию можно по-разному:
Этот рассказ о ….
Писатель…. Рассказывает о ….
Главный герой этой книги - ….
Удивительные события происходят в ….
Любишь ли ты читать о….
Работа с кроссвордом.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление
кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее
воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении
пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки
творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит,
самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Драматизация.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное
иллюстрированное средство, притом же применяется во всех классах начальных
школах.
При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:
1. Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной
декламации;
2. Только средствами движения, т. е в виде пантомимы
3. Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда
обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого
создается.
Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить
действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами,
голосом.
Называю возможные формы драматизации:
- пальчиковый театр;
- кукольный театр;
- костюмированные представления по известным произведениям;
- музыкальные инсценировки;
- спектакли по собственным сценариям.
Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ.
Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках
литературного чтения. Развивают творческое воображение и литературные игры,
которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в
дальнейшем. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой
деятельности.
Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше,
помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество
уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.
Творческий подход к урокам литературного чтения помогли мне решить ещё
одну учебную задачу. У детей повысилась техника чтения.