СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую работу на уроке"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую работу на уроке"

Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую работу на уроке"»

МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП» «Развитие творческих способностей учащихся через  исследовательскую работу на уроке»     Иванова Саргылана Семеновна учитель математики МБОУ «ПСОШ № 1 с УИОП» Стаж работы: 16 лет Категория: высшая  МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП»

МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП»

«Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую работу на уроке»

Иванова Саргылана Семеновна

учитель математики

МБОУ «ПСОШ № 1 с УИОП»

Стаж работы: 16 лет

Категория: высшая

МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП»

Если я слышу, я забываю,  Если я вижу, я понимаю, Если я делаю, я запоминаю. Китайская пословица

Если я слышу, я забываю,

Если я вижу, я понимаю, Если я делаю, я запоминаю.

Китайская пословица

 В концепции модернизации Российского образования сформулированы требования к современной школе: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы и могут самостоятельно принимать решения.

В концепции модернизации Российского образования сформулированы требования к современной школе: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы и могут самостоятельно принимать решения.

 Одна  из главных задач школы состоит  в том,  чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и  развитию исследовательских навыков  и умений у учащихся.

Одна  из главных задач школы состоит  в том,  чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и  развитию исследовательских навыков  и умений у учащихся.

 Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности .

Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности .

Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции: анализируют ситуацию, принимают во внимание все решения или предположения; осознают затруднения и формулируют проблему, которую надо решить; используют предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов; проводят аргументацию и приведение в порядок обнаруженных фактов; проводят практические или воображаемые проверки правильности выдвинутых гипотез.

Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции:

  • анализируют ситуацию, принимают во внимание все решения или предположения;
  • осознают затруднения и формулируют проблему, которую надо решить;
  • используют предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;
  • проводят аргументацию и приведение в порядок обнаруженных фактов;
  • проводят практические или воображаемые проверки правильности выдвинутых гипотез.
1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех.   Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Возникают с учителем и учащимися связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. На этом этапе предлагаю учащимся небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам  анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех.

  • Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Возникают с учителем и учащимися связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. На этом этапе предлагаю учащимся небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам  анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.
2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.
  • 2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень.
  • Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта.
  • Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.
3- этап Заключительный. Цель этапа - анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает исследовательская деятельность ученику и учителю.
  • 3- этап Заключительный. Цель этапа - анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает исследовательская деятельность ученику и учителю.
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на примере системы занятий по теме: «Углы»

Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на примере системы занятий по теме: «Углы»

Планируемые результаты по ФГОС: Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы явления Овладение математическим языком; умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений Формирование систематических знаний о плоских фигур и их свойствах, развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии

Планируемые результаты по ФГОС:

  • Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы явления
  • Овладение математическим языком; умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений
  • Формирование систематических знаний о плоских фигур и их свойствах, развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии
«Охота за углами» Цель: найти углы в окружающем пространстве Необходимое оборудование: тетради, Карандаши, фотоаппараты. Организационный этап Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний Творческое применение и добывания новых знаний Рефлексия (подведение итогов занятия)

«Охота за углами»

Цель: найти углы в окружающем пространстве

Необходимое оборудование: тетради,

Карандаши, фотоаппараты.

  • Организационный этап
  • Постановка цели и задачи урока.
  • Актуализация знаний
  • Творческое применение и добывания новых знаний
  • Рефлексия (подведение итогов занятия)
Такие уроки приводят: Высокой мотивации к изучению математики Устойчивые знания учеников по теме: «Углы» Презентация «Виды углов», в которые дети рассказали не только об изучении на уроке, но и провели свое исследование литературы и нашли понятие соседних и дополнительных углов , изучение которых не входит в программу 5 класса. Видеоролик «Построение с помощью циркуля и линейки» Было дано домашнее задание придумать сказку «Охота за углами».

Такие уроки приводят:

  • Высокой мотивации к изучению математики
  • Устойчивые знания учеников по теме: «Углы»
  • Презентация «Виды углов», в которые дети рассказали не только об изучении на уроке, но и провели свое исследование литературы и нашли понятие соседних и дополнительных углов , изучение которых не входит в программу 5 класса.
  • Видеоролик «Построение с помощью циркуля и линейки»
  • Было дано домашнее задание придумать сказку «Охота за углами».
Процент качества по математике

Процент качества по математике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   В заключении отмечу, что использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в процесс обучения внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдение и эксперименты. Их педагогическая ценность состоит в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у школьников таких качеств, как аккуратность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, сообразительность, развивают исследовательский подход.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • В заключении отмечу, что использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в процесс обучения внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдение и эксперименты. Их педагогическая ценность состоит в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у школьников таких качеств, как аккуратность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, сообразительность, развивают исследовательский подход.

До новых встреч!

До новых встреч!