Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую работу на уроке"»
МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП»
«Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую работу на уроке»
Иванова Саргылана Семеновна
учитель математики
МБОУ «ПСОШ № 1 с УИОП»
Стаж работы: 16 лет
Категория: высшая
МБОУ «Покровская СОШ № 1 с УИОП»
Если я слышу, я забываю,
Если я вижу, я понимаю, Если я делаю, я запоминаю.
Китайская пословица
В концепции модернизации Российского образования сформулированы требования к современной школе: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы и могут самостоятельно принимать решения.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся.
Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности .
Организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции:
- анализируют ситуацию, принимают во внимание все решения или предположения;
- осознают затруднения и формулируют проблему, которую надо решить;
- используют предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;
- проводят аргументацию и приведение в порядок обнаруженных фактов;
- проводят практические или воображаемые проверки правильности выдвинутых гипотез.
1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех.
- Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Возникают с учителем и учащимися связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. На этом этапе предлагаю учащимся небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.
- 2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень.
- Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта.
- Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов.
- 3- этап Заключительный. Цель этапа - анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает исследовательская деятельность ученику и учителю.
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на примере системы занятий по теме: «Углы»
Планируемые результаты по ФГОС:
- Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы явления
- Овладение математическим языком; умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений
- Формирование систематических знаний о плоских фигур и их свойствах, развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии
«Охота за углами»
Цель: найти углы в окружающем пространстве
Необходимое оборудование: тетради,
Карандаши, фотоаппараты.
- Организационный этап
- Постановка цели и задачи урока.
- Актуализация знаний
- Творческое применение и добывания новых знаний
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Такие уроки приводят:
- Высокой мотивации к изучению математики
- Устойчивые знания учеников по теме: «Углы»
- Презентация «Виды углов», в которые дети рассказали не только об изучении на уроке, но и провели свое исследование литературы и нашли понятие соседних и дополнительных углов , изучение которых не входит в программу 5 класса.
- Видеоролик «Построение с помощью циркуля и линейки»
- Было дано домашнее задание придумать сказку «Охота за углами».
Процент качества по математике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- В заключении отмечу, что использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в процесс обучения внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдение и эксперименты. Их педагогическая ценность состоит в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, способствуют формированию у школьников таких качеств, как аккуратность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, сообразительность, развивают исследовательский подход.
До новых встреч!