Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
1.1 Исследование проблемы воображения в отечественной и зарубежной литературе
Прежде всего, хотелось бы отметить, что истоком изучения теории воображения является философия. Само слово «воображение» - переведенное с imagination - произошло от латинского imaginari – «изображать мысленно».
Воображение изучали и изучают с точки зрения явления, процесса, способности и специфической деятельности функций психофизиологической системы объекта.
Воображение есть способность нашего сознания создавать, моделировать в пространстве и времени свои представления, идеи, образы, проекты и умение манипулировать ими.
В психологии воображение также определяют, как творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга.
Изучением проблемы воображения занимались Леонардо да Винчи, М. Монтень, П.А. Флоренский, Т. Рибо, Ф. Бэкон, В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, К. Коффка, А. Валлон, В.И. Ульянов (Ленин), И. Кант, Гегель, П.П. Блонский, А. Бине, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Запарожец, А.Г. Маклаков, А.Р. Лурия, Л.Д. Столяренко, В. А. Крутецкий, П.Я. Гальперин, В.М. Козубовский, М.И. Лисина, О.М. Дьяченко и многие другие.
Так П. А. Флоренский, в своих поздних работах, приходит к выводу, что «мышление», «память», «творчество», «фантазия», «воображение» являются именами одной и той же способности человека. Так, память - это «...творчество мыслительное и … единственное творчество, присущее мысли, ибо фантазия, как известно, есть только вид памяти, а предвидение будущего - тоже не более как память... память -- это и есть, по преимуществу, сама мысль в ее чистейшем и коренном значении», способность продуктивного воображения.
Память, воспроизводящая прежде воспринятые образы, является, по словам учёных А. Селли и Ф. Кейра, «лишь одним из видов воображения». В данном случае образная память отождествляется с репродуктивным воображением, имея различные с ним функции. В данном случае мы имеем дело с аналитико-синтетическим направлением процесса.
Французский психолог и педагог Т. Рибо, основатель французской экспериментальной психологии, считал существенными чертами воображения внезапность и безличность, метафизичность (вытекает из одной потребности с научным), обилие образов, их яркость и устойчивость с полной и прочной систематизацией жизни в мире фантазий. В своих трудах Рибо пишет: «В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое...». Рассматривая связь воображения с интеллектуальной стороной познания, Т. Рибо открывает диссоциацию (подобие абстракции; дробление рядов состояний сознания) как отрицательную и подготовительную, и ассоциацию как положительную и учредительную -- способности воображения; и что реинтеграция (восстановление целого; целостности воспринятого образа) «...по своей природе является препятствием для творчества».
Другой точки зрения придерживается И. Кант, сторонник гносеологической системы, который считал, что воображение выступает как одна из многих способностей души; как основа познания и осознания мира. По мнению Канта, воображение "...есть способность созерцания без присутствия предмета; а творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения объекта, не данного ранее в опыте...". В данном случае имеет место критерий продуктивной деятельности воображения: создание новых, оригинальных идей и проектов без повторения, без дублирования, без воспроизведения шаблонов.
Один из основателей и сторонник гештальтпсихологии К. Коффка изучал воображение через призму восприятия целостности структур -- гештальтов (целостных образов). По мнению Коффки, М. Вертгеймера, В. Кёлера, предметы, окружающие нас, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных, расчлененных теоретически и визуально, объектов, а в виде организованных, завершенных, целостных структур, с четко ограниченными контурами, которые обусловлены степенью резкости и замкнутостью не замкнутостью очертаний, являющимися основой гештальтов.
Гилфорд считал воображение «дивергентным мышлением» и его критериями оценки воображения стали гибкость, оригинальность, беглость, точность. Именно гибкость, пластика воображающие-мыслительного процесса позволяет легко и быстро «переключать» внимание сознания с одного образа на необходимый, нужный другой, минуя при этом единицы физического пространства и времени. Оригинальность позволяет проявиться яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности воображения в образах. Беглость воображения дает возможность продуцировать большое число идей, образов, предложений. Возможность и способность воображения наиболее точно, детально создавать интересующий объект, приводит к более быстрому и точному воплощению результата в реальности. Естественно, имеет место корректировка результата.
С.Л. Рубинштейн утверждает: «Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. ... Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». В ребёнке естественным образом сочетаются как минимум два направления, два течения процесса воображения: воспроизведение и преобразование, репродукция и свободное творчество.
«Оперирование образами, - писал П.П. Блонский, - начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования, и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением».
По Л.С. Выготскому, воображение есть мыслительный процесс (оно неразрывно связано с мышлением); вполне допустимо единство этих двух процессов: оба возникают в ситуации необходимости решения проблемы, задачи; обусловливаются мотивом потребности субъекта. В данном случае, воображение «предоставляет» образы, целостность картины результата, а мышление - понимание ситуации, задачи.
В.Н. Дружинин (по факту проведения тестов на дивергентное мышление) также как, и Х. Айзенк, пришел к выводу, что на критерии оценки воображения влияет уровень психотизма.
Е.И. Игнатьев, сторонник взглядов Г. Гегеля, отмечает: «Основной признак процесса воображения, в той или иной конкретной практической деятельности, заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
С точки зрения Р.С. Немова, воображение есть: психический процесс, который «...заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта..., образов, манипулируя ими; основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий...», когда последние «...невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны)».
По поводу «схождения» воображения и фантазии, сходятся точки зрения Г. Гегеля и Л. Выготского, имея различные концепции.
Теория Гегеля основана на диалектическом методе (единстве противоположностей) понимания единства воображения и фантазии: «Воображение диалектично: вся работа воображения совершается путями диалектической, спонтанно движущейся логики, язык образный, иногда символический (ибо смыслы диалектической логики двойственны и, с точки зрения формальной логики, противоречивы)», то есть воображение, оперируя логикой, развивает посредством фантазии «свои созерцания, то есть создаваемый смысл».
По мнению Выготского, воображение, питаемое эмоциональной яркостью фантазий, «...позволяет человеку получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения». Таким образом, каждый ребёнок, фантазируя, имеет возможность в действии (в игре, труде, общении, творчестве) проживать переизбыток эмоционального напряжения, компенсировать свои неудовлетворенные потребности.
Воображение по И.П. Фарман является мыслительным актом (ходом, действием), «в процессе которого становится возможным образно представить себе (с разной степенью ясности, отчетливости) практически любой предмет, любую ситуацию, в которых в данный момент возникает потребность». По предположению Фарман, критериями оценки воображения являются как неосознанность, спонтанность, так и разумная сознательность, элементы эстетики (так называемый «инстинкт культуры», Голосовкер Я.Э., «Логика мира», 1987); радость и инсайт; опыт человека; отбор (анализ), обобщение (синтез); мышление образами, символы, образное видение, адекватно-образное воспроизведение действительности.
Психолог Анри Бергсон: «Надо уметь и хотеть мечтать бесполезное» (Бергсон А. Материя и память.). Вероятно, здесь имеется ввиду своеобразная «тренировка» творческого мышления, воображения, которая не обязывает и обязательно приводит к умению чётко «гранить кристалл» своей творческой, образной мысли.
В современной психологии ведущее место в изучении воображения занимает когнитивная психология, областью исследования которой являются: внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, познание, воображение, психофизиологические аспекты языка и речи. Воображение начинают рассматривать как:
- аналитико-синтетическую деятельность, осуществляемую направляющим влиянием сознательно поставленной цели или чувств, которые преобладают в человеке в данный момент времени;
- психический процесс, при котором действительность отражается как объективное или субъективное новое - в виде идей, образов, представлений, - созданное по образу восприятия, памяти и знаний, полученных в процессе непосредственного речевого общения.
Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что критериями воображения, в трудах зарубежных и отечественных авторов, являются:
- беглость как способность производить количество идей, возникающих в единицу времени; интеллект; логика;
- оригинальность как способность воспроизводить адекватные необычные, яркие идеи, отличающиеся от очевидных, общепринятых, общеизвестных; креативность;
- гибкость как способность оригинально, креативно, неординарно подходить к решению задач, вопросов, ситуаций; метаморфоза; степень свободы;
- ассоциативность как комбинаторика;
- восприимчивость как способность и готовность быстро (и когда нужно) переключать свое внимание с одной идеи на другую;
- удовлетворенность как позитивное чувство, ощущение, восприятие итога, результата своей деятельности; социальная ценность результатов; радость; энтузиазм;
- отвлеченность как способность к релаксации; степень состояния не напряжения, расслабленности;
Таким образом, воображение целостно объединяет вышеперечисленные признаки, которые проявляются в процессе работы воображения в необходимых и нужных ему пропорциях.
1.2 Воображение как познавательный психический процесс
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
1.3 Виды воображения и их характеристика
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения.
Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
Таким образом, воображение – самый поздний процесс по проявлению, а тем более у детей с ЗПР он отличается невысоким уровнем развития, поэтому необходимо заниматься.
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений, и понятий. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Развитое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Основные особенности развития воображения в младшем школьном возрасте: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью; школьник осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает нeобходимость в наглядной опоре для создания образов.
Мы считаем, что урок литературного чтения позволяет более целенаправленно развивать воображение младших школьников, поэтому во второй главе мы остановимся на гипотезы исследования деятельность начальной школы будут внедрены игры и упражнения, дополненные методическими рекомендациями для учителя по их использованию, то уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста повысится.