«Развитие профессиональной компетентности мастеров производственного обучения как условие повышения качества образования в системе технического и профессионального образования».
Профессиональная компетентность – качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, -требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.
Понятие компетентность, компетентностный подход в образовании получили широкое распространение с 1960-1970 гг. в западной, в конце 1980 гг. в отечественной литературе. Авторы Толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова объясняют компетентность как осведомленность, авторитетность, компетенция – «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий».
Целесообразность введения понятия профессиональная компетентность обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия как профессионализм, квалификация, профессиональные способности.
В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:
- совокупность знаний, умений определяющих результативность труда;
- объем навыков выполнения задачи;
- комбинация личностных качеств и свойств;
- комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
- единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий.
Компетентносный подход выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение разрешать проблемы.
Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.
При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить, прежде всего, ведущий фактор. Это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов обучающихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.
Последующие факторы:
- деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций обучающихся, их интеллектуальных способностей;
- результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.
Трудно переоценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с обучающимися, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, усвоении приемов эффективной учебной деятельности.
Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие:
- соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения;
- наличие эмоционального контакта с обучающимися, личностно-ориентированный характер обучения и др.
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных обучающихся, используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие формы деятельности: индивидуальное обучение по программам творческого педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых обучающихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности обучающихся.
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования обучающихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных обучающихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Программы урочной и внеучебной работы отличаются высоким уровнем насыщенности содержания, изучением широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.
Формы развития обучающихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса:
индивидуально - личностное развитие;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
научно-практические конференции и семинары.
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира.
Среди них:
групповая дискуссия;
форум;
деловая беседа;
турниры; аукцион идей.
В своей работе я использую все возможные средства для того, чтобы увлечь ребят профессией. Иногда задания бывают групповыми, когда несколько студентов должны прийти к кому-то решению. Интересно наблюдать, как они включаются в работу, как выявляется лидер, как в споре находится нужный вариант.
В ходе выполнения работы решается сразу несколько педагогических задач: вырабатываются навыки коллективного труда, прикладного мастерства, развивается логическое мышление, творческая деятельность.
Таким образом, деятельность мастера, я считаю, должна строиться на том, чтобы, используя весь арсенал педагогического мастерства, вселить в души обучаюшихся любовь к выбранной профессии.