СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развиваем речь ребёнка: на прогулке, на кухне, на даче.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация предназначена для родителей. Помогает в доступной, игровой форме развивать речь ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Развиваем речь ребёнка: на прогулке, на кухне, на даче.»

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА:

НА ПРОГУЛКЕ, НА КУХНЕ, НА ДАЧЕ

Учитель-логопед С.Ю. Возжанникова

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела. Не упускайте малейшего повода поговорить с ребёнком. Именно поговорить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

1) Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи. Для начала, устройте соревнование: «Подбери словечко». (Яблоко- (какое?) - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, и т.д.). Игра будет интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи.

2) Следующая игра будет называться - «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

3) А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть внимательней и сравнить между собой.

- «Сравни два яблока» (первое яблоко зелёное, а второе - красное; одно большое, а другое маленькое; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

На прогулке. Во время прогулки хорошо углублять и закреплять у детей речевые навыки. Темы: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом.

Новые незнакомые слова следует объяснить ребёнку, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы. Слышать: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем….) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь по следующим темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке о том, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте цвет, форму, размер продуктов. Признаки: (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия: («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.). Показывайте, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.

Поручите ему посильную помощь по кухне. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы. Темы: «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду». Только здесь дети в естественных условиях усвоят значение глаголов: «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Увидят растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнают, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление.

Хорошо на наглядном материале, окружающем нас, провести такие речевые игры, как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.