Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Семейная математика»
в объёме 16 часов.
Возраст обучающихся 11-12 лет
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка
направленность программы — естественнонаучная
актуальность программы —математика проникает во все сферы деятельности человека. Важно, чтобы учащиеся умели применять свои знания на практике.
отличительные особенности программы — содержание данного курса направлено как на получение фундаментального естественнонаучного образования, так и на формирование представлений о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимания значимости данной науки. Среди подобранных заданий есть задачи аналогичные тем, что предлагаются учащимся на экзаменах в формате ОГЭ и ЕГЭ(базовый уровень)
адресат программы — учащийся 6 класса, которому интересна практическая часть математики. Ученик, который задаётся вопросом « где в повседневной жизни нужны элементарные знания математики?».
объём программы — общее количество 16 часов
формы обучения и виды занятий - групповые и индивидуальные формы занятий. Это лекции, практические занятия, круглый стол; просмотр обучающих фильмов и программ на учебных платформах.
режим занятий — 16 занятий всего. 8 онлайн занятий в форме конференции по 40 минут. 8 офлайн занятий.
1.2. Цель и задачи программы
цель — организация взаимодействия между участниками образовательного процесса, которое обеспечило бы формирование компетентностей для решения практических задач.
задачи — Обучающие: формировать практические навыки и умения, востребованные в практической деятельности.
Развивающие: развивать математическое мышление; раскрыть учащимся тесную связь математики с жизнью и их личным опытом. Воспитательные: воспитывать активный познавательный интерес к предмету
1.3. Содержание программы:
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
Всего | Онлайн | Офлайн |
1 | «Ремонт» | 5 | 2 | 3 | |
1.1 | «Детская комната» | | 1 | 1 | Вводная диагностика . Тестирование |
1.2 | «Кондиционер для комнаты родителей» | | | 1 | |
1.3 | «Ванная комната» | | 1 | 1 | Защита проектов. |
2 | «Семейный бюджет» | 6 | 3 | 3 | |
2.1 | «Бюджет семьи» | | 1 | 1 | |
2.2 | «Делаем покупки» | | 1 | 1 | |
2.3 | «Банк» | | 1 | 1 | «Круглый стол» |
3 | «Наше хозяйство» | 5 | 3 | 2 | |
3.1 | «Сама садик я садила…» | | 1 | | |
3.2 | «Подворье» | | 1 | | |
3.3 | «Наш огород» | | | 1 | |
3.4 | «Питание» | | 1 | 1 | Итоговая диагностика . Защита проекта. |
| Итого | 16 | 8 | 8 | |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. «Ремонт»
Теория.Периметр, площадь, объём.
Практика.
Вычисление периметра, объёма, площади различных фигур и поверхностей.
На первом занятии проводится тестирование по основным понятиям, используемых в данном курсе, проверяются знания, имеющиеся у учащихся. Защита проектов.
Раздел 2. «Семейный бюджет»
Теория .Проценты. Знакомство с понятиями: банк, вклад, бюджет
Практика. Различные задачи на проценты с использованием таких понятий как банк, вклад, кредитование, семейный бюджет.
В конце данного раздела проводится «Круглый стол» и защита проектов.
Раздел 3. «Наше хозяйство»
Теория. Масштаб. Концентрация
Практика. Выполнение практических задач на использование масштаба, концентрации и процентного отношения.
В конце изучения каждого модуля учащиеся выполняют и защищают проекты (один за весь курс)по одной из тем:
- «Ремонт в моей комнате». Составить план комнаты, составить смету ремонта, предложить свои дизайнерские идеи.
- «Наш семейный бюджет». Рассчитать семейный бюджет на месяц, составить диаграмму расходов. Предложить способ экономии, чтоб отложить деньги на крупную покупку.
- «Моё хозяйство». Составить план своего дачного участка, произвести калькуляцию необходимых расходов на борьбу с вредителями.
-«Рецепт самого вкусного блюда твоей семьи». Предоставить рецепт и произвести расчёт затрат приготовления данного блюда.
1.4. Планируемые результаты
Раздел 1.
Учащиеся научатся:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры; определять по линейным размерам периметр и площадь поверхности фигуры; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда. Учащиеся получат возможность научиться:
углубить и развить представления о плоских и пространственных геометрических фигурах; вычислять площади и объёмы фигур; применять понятие развёртки для выполнения практических подсчётов.
Раздел 2.
Учащиеся научатся:
Переводить дроби в проценты и проценты в дроби; решать задачи на пропорциональное деление и проценты, уравнивание. Учащиеся получат возможность:
осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений; осуществлять поиск информации , содержащей данные, выраженные в процентах.
Раздел 3.
Учащиеся научатся:
использовать масштаб при решении текстовых задач; решать задачи на части и процентное содержание.
Учащиеся получат возможность:
использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для решения несложных практических расчётных задач.
По итогам освоения общеразвивающей программы «Семейный бюджет» учащиеся приобретают:
1. Личностные универсальные учебные действия: развитие естественнонаучного мировоззрения; формирование потребности в самореализации и самоопределении; ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Метапредметные результаты: использование умений и навыков познавательной деятельности; применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения окружающей действительности; использование различных источников для получения информации.
3. Предметные результаты: усвоение математических знаний по темам: проценты, масштаб, вычисление объёма, площади, периметра; применение математических знаний на практике, как в быту, так и в будущей профессии; приобретение навыков исследовательской работы.
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | Примечание |
1 | май | 06. | 10.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Детская комната» | тестирование | |
2 | май | 06 | 11.00 | | 1 | «Детская комната» | Через вайбер учащиеся присылают готовое решение | |
3 | май | 07 | 10.00 | | 1 | «Кондиционер для комнаты родителей» | аудиоконференция | |
4 | май | 08 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Ванная комната» | | |
5 | май | 13 | 10.00 | | 1 | «Ванная комната» | Сдача проектов | |
6 | май | 14 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Бюджет семьи» | | |
7 | май | 15 | 10.00 | | 1 | «Бюджет семьи» | Через вайбер учащиеся присылают готовое решение | |
8 | май | 19 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Делаем покупки» | | |
9 | май | 20 | 10.00 | | 1 | «Делаем покупки» | аудиоконференция | |
10 | май | 21 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Банк» | | |
11 | май | 22 | 10.00 | | 1 | «Банк» | Сдача проектов | |
12 | май | 26 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Сама садик я садила…» | | |
13 | май | 27 | 10.00 | | 1 | «Подворье» | Через вайбер учащиеся присылают готовое решение | |
14 | июнь | 28 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Наш огород» | | |
15 | июнь | 02 | 10.00 | | 1 | «Питание» | аудиоконференция | |
16 | июнь | 03 | 11.00 | Онлайн-конференция | 1 | «Питание» | Сдача проектов | |
2.2. Условия реализации программы —программа курса реализуется с применением ЭО и ДОТ. Занятия проводятся в форме онлайн и офлайн уроков с использованием различных информационных ресурсов.
2.3. Формы аттестации —защита небольших исследовательских работ-проектов.
2.4. Оценочные материалы
При поступлении проводится вводная диагностика знаний, умений и навыков, а также в ходе знакомства с группой и индивидуальной беседы выявляется мотивация посещения занятий объединения. В дальнейшем учет знаний учащихся проводится как с использованием практических заданий, так и защите проектов.
Литература
1) ГригорьеваГ.И. «Подготовка школьников к олимпиаде по математике. 5-6 классы» методическое пособие «Глобус», М-2013
2)Дорофеев Г.И., Седова Е.А. «Процентные вычисления», «Дрофа»,М-2011
3)Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации. 2018-2020г.
4)http://www.kokch.kts.ru/math/appliedmath.htm
5)http://mykalina/ucoz.ru/