Реализация подготовки к ВПР на уроках математики.
Учителю следует прежде всего определить алгоритм подготовки к ВПР:
Выписать перечень планируемых результатов по математике из основной образовательной программы среднего общего образования.
Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих планируемых результатов.
Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
Вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
При разработке рабочих программ по математике в 5 и 6 классах, по алгебре и геометрии в 7 и 8 классах, учителю следует:
включать задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способности применять знания в новой ситуации, создавать и преобразовывать модели и схемы для экспериментальных задач;
включать учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся;
предусмотреть организацию коллективной проектной деятельности.
Учителям математики, учащиеся которых писали ВПР в предыдущем году, рекомендуется:
проанализировать типичные ошибки класса и отдельных учеников;
составить план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях для учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности;
продумать систему работы с учащимися, которые показали на ВПР высокие результаты для поддержания на высоком уровне и развития интереса этих школьников к предмету, для повышения уровня их успешности в освоении предметных и метапредметных умений.
Организуя учебный процесс, особое внимание следует уделять развитию и совершенствованию умений:
решать текстовые задачи;
осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой;
работать с информацией, представленной в графическом, текстовом, табличном виде;
решать геометрические задачи.
Необходимо также развивать навыки самоконтроля, сравнения полученного результата с вопросом задачи.
Эта работа должна вестись с учётом психологических особенностей данной возрастной группы учащихся, в том числе такой, как избирательность внимания. В связи с этим на уроках математики рекомендуется комбинировать различные технологии обучения, переключать внимание от одного вида деятельности к другому.
При отборе заданий важно придерживаться следующих принципов:
задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения (поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует);
заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата;
задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
Рособрнадзор не рекомендует специально готовить («натаскивать») обучающихся к выполнению работы, однако незадолго до написания ВПР следует провести итоговое повторение в каждом классе в рамках образовательного процесса.
Некоторые приёмы, обеспечивающие успешность подготовки к ВПР
1. Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нём учащимся.
Составленный в начале года план-график позволит заранее спланировать объём и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на этом внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приёмы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
5. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
6. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
7. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
8. Общайтесь с коллегами.
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
9. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
10. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, даёт возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
11. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону.
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Если правильно донести смысл и условия проведения ВПР до учащихся, то они будут более спокойно воспринимать происходящее. По сути ВПР – это те же контрольные работы, хотя они могут содержать и плохо изученные темы. Последнее связано с различиями используемых программ – какие-то темы в одних школах уже прошли, в других будут изучать позднее.
В частности это не особо помогает ученикам, но даёт возможность более корректно менять школьную литературу и образовательные методики. При этом есть и психологические плюсы – с самого начала обучения дети привыкают к строгому регламенту экзаменационных работ, что в дальнейшем убережёт их от чрезмерного стресса при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Накануне написания проверочной работы следует довести до сведения обучающихся, что перед началом выполнения работы всегда нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание. Необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся, это поможет настроиться на работу.
Следующую информацию можно разместить в классном уголке, предварительно обсудив её с учащимися. Не будет лишним познакомить с ней и родителей.
При работе с заданиями: Сосредоточься! Начни с легкого! Читай задание до конца! Думай только о текущем задании! Проверь! Не оставляй задание без ответа! |
Особое внимание следует обратить на пункт: "ЧИТАЙ ЗАДАНИЕ ДО КОНЦА!". Нужно внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл. Характерная ошибка во время проверочных работ – не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать.
Очень важно скорректировать ожидания ученика и объяснить ему, что для хорошего результата совсем не обязательно решать все задания ВПР. Гораздо эффективнее спокойно дать те ответы на вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешённых заданий.
Важно также напомнить ученику, что результаты ВПР не повлияют на перевод в следующий класс.
3