Тезисы к выступлению «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в УМК «Школа России».
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта возросло внимание к деятельностному подходу в образовании, т.к. системно-деятельностный подход лежит в основе стандарта. Деятельностный подход в обучении – понятие широкое. Это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приёмами, определёнными теоретическими особенностями. Среди разнообразия педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее эффективными поставленным целям и наиболее универсальными для меня являются: деятельностный метод, метод проектов, игровые технологии. Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений. Итак, чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. То есть реализация системно-деятельностного метода автоматически включает в себя следующие УУД:
Целеполагание
Регулятивные, познавательные УУД (планирование, анализ, синтез, классификация, моделирование и др.)
Оценку учебной деятельности
Чтобы учителю на уроке не упустить эти элементы из внимания, наиболее надёжный способ – отразить их в структуре урока. К настоящему времени в начальном образовании сложились различные варианты реализации деятельностного метода и соответственно специфическая структура урока. Чаще всего при ознакомлении на уроке с новым материалом я использую структуру урока Людмилы Георгиевной Петерсон:
Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности
Актуализация и пробное учебное действие
Выявление места и причины затруднения
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Деятельностный метод чаще всего на уроке математики я использую на уроке математики при изучении нового материала. А на уроках закрепления преимущественно использую метод проектов. Этот метод помогает увидеть проблему на уроке: «…не решается пример», «…условие задачи не похоже на известные». В ходе работы над проектом дети учатся преобразовывать проблему в цель собственной деятельности, планировать свою деятельность, выполнять работу и получать её результат. К третьему классу ученики могут самостоятельно оформить конечный продукт и сравнить оформленный результат с заявленной целью работы. С первого класса мы учимся создавать эталоны-помощники, алгоритмы, придумываем математические сказки: «Жили-были числа», «Как подружились квадрат и прямоугольник». Освоение того или иного материала на уроках математики часто проходит под непосредственным руководством учителя. Это облегчает школьникам путь к познанию, но недостаточно развивает самостоятельность мышления и творческую активность учащихся. В процессе обучения математике в начальных классах необходимо больше внимания уделять формированию у школьников умения работать самостоятельно. При работе над проектом одним из важных видов самостоятельной деятельности является умение работать с источником информации. В Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание уделяется необходимости формирования у школьников умения работать со справочной литературой. В процессе изучения математики должно быть сформировано умение извлекать нужную информацию из разных источников, включая текст учебника, ориентироваться в справочном материале и самостоятельно изучать доступный по сложности материал по учебнику. С этой целью следует как можно чаще предлагать задания, при выполнении которых у школьника возникает необходимость найти нужную недостающую информацию, помогающую выполнить задание. Например: предлагаем ученику составить задачу на сравнение, в которой одно данное известно, а другое необходимо узнать из учебника, справочника или энциклопедии. Поиск информации оказывает положительное влияние на развитие мышления младших школьников, их познавательного интереса.Таким образом, проведённая мною и психологом диагностика показала, что уровень развития мышления с первого по третий класс вырос на 7% , а познавательный интерес учащихся увеличился на 11%. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их заданий, способностей и интересов. Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий. Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности. В практике моей работы на материале уроков «Странички для любознательных» при обобщении и повторении блока изученных тем, я применяю игру-соревнование «Самый любознательный», «Что? Где? Когда?», «Кто больше?». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа, использую нестандартные задачи. В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая без ошибок большее количество задач, поощряется хорошими отметками. Важное значение в организации системно-деятельностного подхода играет самостоятельная работа учащихся на уроке. На уроках изучения нового материала при организации самостоятельной работы целесообразно предлагать подготовительные задания, дополняющие материал учебника и дающие возможность учащимся самостоятельно осваивать новое. Так, учащиеся, опираясь на ранее усвоенные знания, могут самостоятельно изучить новый материал, прочитав текст и пояснения, предложенные в учебнике, например, на уроке, посвященном письменному сложению двузначных чисел и содержащем элемент нового – сложение двухзначных чисел с переходом через разрядную единицу. (Ученики уже усвоили письменный приём сложения без перехода через разряд.) В качестве подготовительной работы целесообразно повторить десятичный состав чисел и табличные случаи сложения однозначных чисел. Умелая организация учителем самостоятельной работы поможет учащимся усваивать предметные знания, овладевать универсальными учебными действиями, готовиться к творческой и активной деятельности в процессе обучения, а значит, будет способствовать их личностному развитию. На опыте своей работы я убедилась в том, что деятельностный метод, метод проектов и игровые технологии дают наибольший результат и приводят учащихся к ситуации успеха, помогая реализовывать системно-деятельностный подход. И в заключении хочу согласиться с Константином Дмитриевичем Ушинским: «…дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».
2