Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Речь и альтернативная коммуникация
для обучающихся с РАС
(3 класс)
Составил:
учитель-логопед
Чернова Е.Н.
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа по предмету речь и альтернативная коммуникация предназначена для учащихся с РАС.
Обучение грамоте учащихся с РАС ведѐтся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учѐтом специфических особенностей познавательной деятельности детей с РАС. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное происхождение).
Цель: формирование коммуникативно-речевых умений реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи предмета:
- развивать речь как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков;
- учить навыкам вступания в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- обучить глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
- формировать навыки понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Общая характеристика учебного предмета.
Речь и альтернативная коммуникация.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с РАС и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с РАС.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих до букварному и букварному периодам.
Основные задачи до букварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в до букварный период является основой для усвоения звуков речи. Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках речи и альтернативной коммуникации широко используются такие дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко- буквенный анализ и синтез как основа овладением чтением и письмом. Обучающиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей. Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умение в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Кол –во часов | Примечание |
1. | Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Кто как подает голос (звукоподражание) | | 1 | Определение различных звуков окружающей действительность, их называние. Соотнесение звуков с реальным объектом. |
2. | Школьные принадлежности. Подготовка руки к письму. Рисунки на песке. | | 1 | Правила поведения на уроке. Знакомство с цветом. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. |
3. | Осень. Работа с сюжетной картиной. Подготовка руки к письму Рисование на песке. | | 1 | Написание слогов по точкам и образцу. |
4. | Осень. Работа с предметными картинками. Подготовка руки к письму по изученным буквам. | | 1 | Написание слогов по точкам и образцу. |
5. | Подготовка руки к письму. Рисование по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | | 1 | Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук. Умение находить букву А среди других букв. |
6. | Нахождение буквы А, а. Написание печатной буквы А. | | 1 | Конструирование буквы у из цветных палочек. Письмо по точкам и образцу. Нахождение буквы А, у среди других букв. |
7. | Звук и буква У, у. Нахождение буквы У, у. Написание букв У,у. Письмо по пунктиру, точкам слогов АУ,УА. | | 1 | Воспроизводить изученные звуки и подбирать слова с этими звуками. Составлять слоги из разрезной азбуки. Составлять слова из разрезной азбуки. |
8. | Нахождение буквы О, о. Написание букв О,о. Узнавание буквы О,о. Умение узнавать букву О,о. конструирование буквы О,о. Письмо слогов с буквой О,о по наглядному образцу. | | 2 | |
9. | Конструирование и выделение буквы Аа, Оо, Уу. Конструирование и выделение букв Мм, Сс, Хх. | | 1 | Воспроизводить изученные звуки и подбирать слова с этими звуками. Составлять слоги из разрезной азбуки. Составлять слова из разрезной азбуки. |
10. | Письмо по пунктиру, точкам слогов Ом, мо, ам,му. Узнавание буквы М,м. формирование умения узнавать и писать букву М,м. Обводка буквы М. | | 2 | Правильное держание ручки. Письмо слогов со звуком с по образцу. |
11. | Письмо слогов с буквой М по наглядному образцу. | | 1 | |
12. | Обводка буквы С. Письмо слогов с буквой С по наглядному образцу. | | 1 | |
13. | Обводка буквы Х. Письмо слогов с буквой Х по наглядному образцу. | | 1 | |
14. | Образование и чтение слогов. | | 1 | |
15. | Посуда. Тарелка. Посуда. Чашка. Посуда. Ложка, вилка. | | 1 | Дидактическая игра «Исключи лишнее». Упражнение на развитие коммуникативных навыков. Отработка навыка использовать указательный жест. |
16. | Одежда. Рубашка. Одежда. Юбка. | | 1 | Раскрашивание предметных изображений одежды. Работа с сигнальными карточками. Выполнение аппликации «Цветная юбка». |
17. | Образование и чтение обратных слогов. | | 2 | |
18. | Образование и чтение прямых слогов. | | 2 | Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук. |
19. | Образование и чтение трёхбуквенных слов из изученных букв. | | 1 | |
20. | Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных букв, чтение этих слогов протяжно. | | 2 | |
21. | Звук и буква Б,б. Образование закрытых слогов с буквой б. | | 1 | |
22. | Письмо слогов с буквой Б по наглядному образцу. | | 1 | |
23. | Составление и письмо (печатанье) слогов с буквой б. Обводка букв Ба,бу,бо. | | 1 | Развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей, пальцев рук. |
24. | Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных букв, чтение этих слогов протяжно. | | 1 | |
25. | Звук и буква Г,г. Образование закрытых слогов с буквой г. | | 1 | Воспроизводить изученные звуки и подбирать слова с этими звуками. Составлять слоги из разрезной азбуки. Составлять слова из разрезной азбуки. |
26. | Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных букв, чтение этих слогов протяжно. | | 2 | Урок -игра, направленный на повторение |
27. | Звук и буква Д, д. Образование закрытых слогов с буквой д. | | 1 | Воспроизводить изученные звуки и подбирать слова с этими звуками. Составлять слоги из разрезной азбуки. Составлять слова из разрезной азбуки. |
28. | Письмо слогов с буквой Д по наглядному образцу. | | 1 | |
29. | Составление и письмо (печатанье) слогов с буквой д. | | 1 | |
Планируемые результаты
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях;
- уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более пяти источников);
- уметь определять направление звука, исходящего из разных источников;
- уметь определять источник звука с опорой на практические действия (не более двух источников).
- овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.);
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации:
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму;
- узнавание и различение образов графем (букв);
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
- знать и соблюдать гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение карандаша, альбома);
- выполнение упражнений для кистей и пальцев рук: уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук; уметь выполнять упражнение для кистей и пальцев рук с помощью.
Ориентировка на листе бумаги: уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги; уметь ориентироваться на альбомном листе бумаги с помощью.
Содержание учебного предмета, курса.
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Программа состоит из двух разделов, соответствующих до букварному и букварному периодам. В до букварный период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в до букварный период является основой для усвоения звуков речи. Освоение слоговых структур упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках речи и альтернативной коммуникации широко используются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, букварные настенные таблицы. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы. Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладением чтением и письмом. Обучающиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей. Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умение в изображении отдельных элементов букв.
Методическая литература
Дополнительная литература:
пиктограммы с жестами и символами (картинками),
карточки Домана, карточки с сюжетными картинками, мозаика, разрезные картинки, предметные картинки ( времена года, овощи, фрукты, профессии, игрушки, зимующие птицы, фрукты, тело человека, грибы, птицы разных широт, насекомые, мебель, комнатные растения. школьные принадлежности, распорядок дня, домашние птицы, разрезная азбука.
Электронные образовательные ресурсы:
Сайт «ПочемуЧка