Методическая разработка урока
«Реки – артерии Земли»
6 класс
Оборудование: География 5-6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, автор А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина «Полярная звезда», атласы 6 класс, интерактивная доска, презентация, физическая карта полушарий, физическая карта России
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: создать условий для формирования целостного представления о реке и её частях.
Задачи:
Предметные: сформировать понятия о реке и её частях, речной системе, питании рек; показать роль рек в жизни человека; осуществлять смысловое чтение при описании реки; отметить на карте крупные речные системы мира.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение обучающихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу.
познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск информации, её анализ и преобразование для получения необходимого результата, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы.
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, достижения цели, умение выражать свои мысли, развивать навыки коллективной работы
личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации к теме и интереса к предмету, формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом коллективе, успешность творческой деятельности, чувства патриотизма.
Методы обучения: изложение нового материала, словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый, метод проектной деятельности
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы и формы контроля: самостоятельная работа, работа в группе, работа с картами атласа.
Планируемые результаты:
-учащиеся должны знать: понятие о реке и её частях, речной системе, питании, роли реки в жизни человека;
-учащиеся должны уметь: показывать реки по карте, давать описание реки по плану.
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку
2.Мотивация учебной деятельности
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды (приложение презентация),
-Как вы думаете, что на этих слайдах? (варианты ответов)
-Если затрудняетесь, я вам дам подсказку в виде загадок:
Бежит без ног, не зная горя,
И добирается до моря. (река)
Бежала — шумела,
Заснула — заблестела. (река)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.(Река)
-Правильно, это река. По каким признакам в загадках, вы догадались, что это река? (Ответы учеников)
3. Постановка цели и задач урока
- Сегодня мы поговорим о поверхностных водах Земли, о реках.
- Тема урока: «Реки-артерии Земли».
Формулировка цели с помощью вопросов:
Что я узнаю на уроке? Чему научусь? Где мне пригодятся полученные знания?
-Чтобы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу, поставить задачи.
Задача:
Что такое река
Части реки
Речная система
Питание реки
Работа с картой
Самостоятельная работа
4. Открытие нового знания
-На какой реке расположен наш населённый пункт? (ответы учащихся)
-Да, это наша река - Волга, протекающая по территории нашего района, на берегу которой располагается наше село.
Задание 1.
- А теперь, опираясь на наблюдения, на фотографии, давайте попробуем сформулировать понятие, что такое река? В этом вам поможет схема на слайде. (показ схемы, учащиеся пытаются дать определение реки. Учитель, конкретизируя ответы, просит найти определение понятия в учебнике, сравнить и записать, ориентируясь по маршруту «Полярной звезды».)
Задание 2.
- Определите, с помощью карт атласа, как изображаются реки на картах?
- Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид.
Среди 18 крупнейших рек мира находятся и реки России – это Волга, Амур, Лена, Енисей, Обь.
(показ самых длинных рек мира: Амазонку, Нил, Миссисипи; крупнейшие реки России: Волгу, Лену, Обь, Енисей, подчёркивая при этом, что реки показывают на карте от истока по направлению течения)
Задание 3. Словарь терминов «Части реки».
-Работаете в парах. Получаете словари с определениями терминов, но в них сами термины не определены. Вы, работая с параграфом учебника, находите термины в учебнике и дописываете их в словарь.
Части реки. |
Исток - начало реки. Устье –место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Русло –выработанное водным потоком углубление. Речная долина - углубление в рельефе, которое занимает река. Пойма – часть речной долины, затапливаемая во время половодья Речная система - река со всеми её притоками. Речной бассейн - территория, с которой река собирает воду. Водораздел - граница, разделяющая речные бассейны. |
- Кто первым выполнит задание зарабатывает 5 баллов, кто вторым - 4 балла, третьи -3балла. За каждый правильно определённый термин получаете 1балл
Задание 4. «Речная система» на доске схема реки.
-Проверяем работу, части реки отмечаем на схеме в тетради.
( демонстрация слайдов с правильными ответами )
Первый термин: Исток - начало реки.
- Истоком может быть Ледник, озеро, болото, родник.
- Исток реки обозначить буквой И.
Второй термин: Устье –место, где река впадает в другую реку, озеро или море.
- Устье реки обозначить буквой У.
Задание 5: заполнить таблицу «Устья рек» 4 балла
(заполнение таблиц)
- Найдите реку Ангару в атласе на физической карте России, покажите, где у р.Ангары исток, а где устье?
Запомните! Реки показывают от истока к устью.
Третий термин: Русло –выработанное водным потоком углубление.
-Четвёртый термин: Речная долина - углубление в рельефе, которое занимает река.
-Пятый термин: Пойма – часть речной долины, затапливаемая во время половодья
– Вы обратили внимание, как ширина реки меняется от истока к устью. Почему?
(В неё впадают другие реки, которые называются притоками)
– Приток -это небольшая река, которая питает главную реку.
– Притоки впадают в реку с разных сторон, в зависимости от этого различают притоки правые и левые. Для того, чтобы определить какой приток левый, а какой правый мы должны встать лицом к устью, вниз по течению, с правой руки от главной реки – правые притоки, а с левой – левые притоки.
Задача:
- Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что вы назовёте левой рукой Волги? (Кама)
Шестой термин: Речная система - река со всеми её притоками.
Седьмой термин: Речной бассейн - территория, с которой река собирает воду.
Самый большой бассейн у реки Амазонки. Его площадь – 7 млн.км.кв.
Восьмой термин: Водораздел - граница, разделяющая речные бассейны.
- По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно. (показ слайда с водоразделом)
- Расстояние от истока реки до устья, называется длиной реки.
Самая длинная река в мире – это река Амазонка в Южной Америке. А самая длинная река в Росии –это река Обь.
Задание 8. Используя текст учебника заполнить схему «Питание реки"
Дождевое
Снеговое
Подземное
Ледниковое
Смешанное.
1) дождевое (река пополняется только за счет дождевой воды); характерно для всех рек, расположенных в районе экватора (Амазонка, Конго);
2) снеговое (река пополняется за счет талых снеговых вод); характерно для рек умеренных и полярных широт;
3) ледниковое (осуществляется при таянии ледников главным образом летом); характерно для полярных широт и высокогорных рек;
4) подземное (происходит за счет вод, которые выходят на дно русла или на склоны долины из водоносных горизонтов); чаще такое питание имеют реки умеренных широт зимой и реки предгорий;
5) смешанное (объединяет дождевое, подземное, снеговое; каждый из всех этих видов питания проявляется неодинаково в разные сезоны года); характерно для рек большей части России.
5.Первичная проверка понимания – мини-проект на уроке (15 мин)
Класс делится на 3 группы по 5 человек.
Работа в группах: Дать характеристику реки по плану: (презентация)
1 группа – река Амазонка
2 группа – река Волга
3 группа – река Нил
План | Амазонка | Волга | Нил |
1. Материк | Южная Америка | Евразия | Африка |
2. ГП на материке | Центральная часть | Центральная часть Восточно-Европейской равнины | Восточная часть |
3. Исток | Горы Анды | Валдайская возвышенность | Восточно-Африканское плоскогорье |
4. Устье | Атлантический океан | Каспийское море | Средиземное море |
5. Направление течения | З-В | З-В | Ю-С |
6. Характер течения | равнинная | равнинная | равнинная |
7. Питание | дождевое | смешанное | дождевое |
8. Притоки | Мадейра | Ока, Кама | Белый и Голубой Нил |
9. Порты | Манаус | Н.Новгород, Самара, Астрахань | Каир, Хартум |
10. Экономическое значение | Судоходство, рыболовство, бытовые нужды, отдых, ГЭС |
Вывод: | Имеет огромное значение для материка, самая полноводная река мира | Имеет большое значение для европейской части России, связь между регионами страны, ГЭС | Имеет огромное значение для африканского континента, обеспечивает водой все близко расположенные районы, возможно занятие с\х |
6.Первичное закрепление
Зачитываем характеристику реки
7.Этап «Самооценивания»
8.Рефлексия
Приём «Плюс - Минус »
9.Домашнее задание: п 33.
На контурной карте обозначить реки, названные в тексте учебника.
По желанию: Составить кроссворд по терминам темы.
Список литературы
https://leontevkashkola.ucoz.ru/_tbkp/u/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_po_fgos_ooo.pdf сайт с методическими рекомендациями
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-uroka-po-fgos-2241284.html сайт с материалами методических рекомендациий
География. Поурочные разработки. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина. — М.: Просвещение, 2012.
Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г.