Тема урока: «Решение задач на дроби, проценты из реальной практики».
Цели урока:
образовательные
- совершенствование практических навыков решения основных задач на дроби и проценты и умение их применять при решении жизненных задач; формирование функциональной грамотности учащихся.
развивающие
- способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации; развивать математическое мышление, внимание, речь учащихся.
воспитательные
- содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
Форма работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Тип урока: урок комплексного применения знаний( урок-закрепление)
Оборудование: проектор, компьютер, УМК, раздаточный материал, наглядные пособия, материалы ВПР и ОГЭ.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы:
деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии
Вид деятельности ученика на уровне УУД:
1.Личностные УУД—воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
2.Регулятивные УУД—формирование адекватной самооценки работы на уроке;
3.Познавательные УУД-_речевое высказывание в устной и письменной форме;
4.Коммуникативные УУД—умение с достаточной точностью выражать свои мысли, умение анализировать и оценивать выполненную работу.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
1.Организационный момент.
-приветствие учащихся;
-проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
( проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся).
-Проверка домашнего задания;
-Фронтальный опрос. Перечислить три типа основных задач на дроби;
-Как перевести дроби в проценты и наоборот ?
Учащиеся отгадывают загадку.
Возникает вопрос: « А можно ли без процентов жить в современном мире и почему?» Где встречаются проценты в реальной жизни? (В аптеке, кулинарии, в банке, в школе, в статистике).
Итак, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чем мы будем заниматься?
Запишем тему урока:
3. Первичное закрепление (комплексное применение знаний).
а) Устный счет. (задания на слайде); б)Блиц-опрос: (парная работа)
(Ответ: 95)
(Ответ: 63)
(Ответ:30)
Немного истории.
4. Вторичное закрепление. Решим задания из ВПР и ОГЭ(№2).
Индивидуальная работа.
10% от 23500руб= 2350 руб; 23500-2350=21150 руб
Работа у доски.
1200 руб.-100%
960 руб.- х %
Х= 96000/1200=80%
100%-80%=20% Ответ: на 20%.
5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).
А) Групповая работа. Ролевая игра.
Итак, теперь решим задачи из самых разных областей, вы уже побывали в роли продавца-покупателя и программиста, теперь побываете в роли завуча, пациента и даже немного банковскими работниками и бухгалтерами.
Учащиеся разбиваются на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.
Карточка №1 - (Роль врача-пациента)
Средняя продолжительность жизни в России некурящих людей 62 года, а курящих -52,7 лет. На сколько процентов укорачивает свою жизнь курящий человек?
52.7*100/62=85% из 100% лет живет курящий
100%-85%-15% Ответ; на 15%.
Карточка№2 - (Роль завуча школы)
В 5-х классах школы 105 учащихся, их них 56 хорошистов; в 6-х классах 48 учащихся, из них 25 хорошистов; в 7-х классах 72 учащихся, из них 38 хорошистов. В какой параллели качество знаний лучше7 Ответ округлить до целого значения.
56*100/105=53,3%=53%
25*100/48=52,2%=52%
38*100/72=52,8%=53% Ответ в 5-х классах.
Карточка №3 - (Роль бухгалтера)
Оклад сотрудника -14200 рублей, доплата за вредность -40%, доплата за выслугу лет -20%. Какова зарплата сотрудника? Прибавить к ней 55% от начисленной суммы -это премия и вычесть 13% -налоги. Какую сумму получит сотрудник?
14200+0,4*14200+0,2*14200=22720 руб – зарплата;
22720*0,55=12496 –премия;
22720+12496=35216 рублей -общая сумма;
35216*0,13=4578,08 -налог;
35216-4578,08=30637,92 рубля -зарплата. Ответ: 30637,92 рубля.
Б) Интересные факты.
Напомнить задачу о вреде курения!
6. Итоги урока.
1)Выводы, суждения; 2) Оценивание учащихся.
7. Постановка домашнего задания.
1) Решить 3 задачи на проценты из ВПР;
2) Найти интересные факты о процентах. Привести примеры.
8. Рефлексия.