СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о значении использования Интернет - ресурсов как эффективного средства преподавания иностранного языка в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО»

Ресурсы сети Интернет как эффективное средство преподавания иностранного языка в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО


Процесс обучения - двусторонний процесс, который объединяет деятельность учителя и деятельность ученика. Согласно требованиям ФГОС под деятельностью учителя следует понимать не сообщение учащимся готовых знаний, а обучение их умению учиться. Современный век – это век информатизации, и главной его ценностью является информация. Путь к успеху во многих областях жизни – не только доступ к информации, но и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке.

В системе обучения иностранному языку это означает, что педагог должен научить обучающихся взаимодействовать, точнее осуществлять речевую деятельность в целях коммуникации.

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, прежде всего, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Он создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. создает естественную языковую среду. Компьютерные технологии позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие, выбирает наилучший вариант обучения.

Доступ к информационным ресурсам сети Интернет предполагает достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Таким образом информационные технологии содержат следующие аспекты:

  • учебный

  • развивающий

  • познавательный

  • воспитательный

В состав учебного аспекта входят:

  • обеспечение оперативной консультационной помощи широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

  • развитие навыков самообразования, умение ориентироваться в информационных потоках;

  • умение работать в группах неоднородного состава.

К познавательному аспекту относится:

  • обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, что способствует расширению кругозора, повышению своего культурного уровня;

  • организация различного рода совместных исследовательских работ учащихся из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран. Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую, творческую, либо чисто самостоятельную, прикладную практическую деятельность партнёров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической творческой деятельности.

Развивающий аспект включает в себя:

  • развитие умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать её с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и подавать на сколько угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;

  • создание подлинной языковой среды (в условиях совместимости международных телекоммуникационных проектов, телеконференций обычных, а также аудио - и видеоконференций, чатов), способствующей возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков.

Воспитательный аспект состоит из следующих компонентов:

  • способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана;

  • прививание навыков подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской.

Учебные Интернет-ресурсы позволяют:

- подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал по изучаемым темам;

- организовать в группах и целом классе обсуждение (дебаты) насущных культурных и социально острых проблем;

- провести лингвистический анализ устного и письменного дискурса носителей языка (представителей различных социальных групп, носителей диалектов и акцентов);

- организовать внеурочную и внеклассную работу учащихся.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

- пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

На данный момент не существует единых критериев, которым должен соответствовать материал, прежде чем он будет размещен во всемирной сети Интернет. Именно поэтому чрезвычайно важно оценивать получаемую информацию и источники. В этой связи, особую актуальность, наряду с развитием иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов, приобретает развитие информационной компетенции учащихся. Информационная компетенция включает владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, а также критическое отношение к распространяемой информации.

При отборе сайтов для использования на уроках английского языка можно руководствоваться следующими критериями:

- аутентичность языка: сами сайты могут быть как аутентичными, так и учебными;

- соответствие тематике, заданной стандартом;

- допустимые стили используемых текстов: публицистический, прагматический, художественный, популярно-научный, разговорный; отсутствие чрезмерно экспрессивной и ненормативной лексики;

- современность материала, его достоверность.

При разработке критериев оценки Интернет ресурсов методисты предлагают остановиться на трех важных аспектах:

1. содержание сайта;

2. источник информации и данных;

3. структура сайта.

Для удобства в применении данных критериев в процессе обучения иностранному языку они были сформулированы в виде вопросов:

1) Для кого предназначен данный сайт?

2) Какова цель Интернет-страницы? Какую информацию она содержит?

3) Насколько полна и достоверна информация на сайте?

4) Какие остальные источники (печатные и электронные) доступны по данной теме?

5) Насколько полно информация на сайте освещает обсуждаемый вопрос?

6) Позволяет ли информация сайтов, на которые выводят ссылки, создать целостное впечатление по изучаемому вопросу?

7) Есть ли доступ к мультимедийным ресурсам?

8) Насколько доступна по манере изложения информация, размещенная на этом сайте?

9) Источник и данные.

10) Когда выполнялось последнее обновление сайта?

11) Насколько свежими являются ссылки?

12) Насколько надёжны ссылки? Есть ли неработающие ссылки?

Довольно-таки важным критерием отбора учебных Интернет-ресурсов является ориентация на определенных пользователей сети Интернет, которых волнует цель и содержание того или иного Интернет-ресурса. Также следует удостовериться в надежности и доступности информации. Не следует упускать из внимания и такой критерий, как полнота освещения вопроса по определенной теме. Поддержка мультимедийных ресурсов только приветствуется учащимися, т.к. они выполняют иллюстративную функцию, разбавляя фактическую текстовую информацию. Многие учащиеся ссылаются на посещаемость источника, т.е. чем больше посещаемость сайта, тем надежнее они считают тот или иной сайт. Ссылки на поисковые системы также приветствуются, т.к. облегчают поиск нужной информации, тем самым помогая сэкономить время. Даже графический дизайн является не последним аспектом отбора учебных Интернет-ресурсов, т.к. внешний вид сайта может во многом оказать влияние на выбор источника. Однако важно, чтобы сайт не был перегружен мультимедийными данными, что может усложнить восприятие информации.

Всё это поможет педагогам оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для обучения.











Список сайтов в помощь учителю:

1) http://www.toefl.org, http://www.ielts.org - International English Language Testing System, http://www.ingva.ru (определение своего уровня по международным стандартам).

2) http://www.edufind.com/English/grammar (формирование или совершенствование грамматических, лексических навыков).

3) www.English-to-go.com (обучение различным видам чтения).

4) www.ioso.ru/distant (обучение чтению на английском и немецком языках).

5) www.bartleby.com (материалы по английской литературе, справочные материалы, словари).

6) www.culturglobe.com/idioms.htm (подборка идиоматических выражений).

7) http://www.schoolenglish.ru (School English: газета для изучающих английский язык).

8) http://www.english4.ru (курсы английского языка для самостоятельного изучения: компьютерные программ).

9) http://lessons.study.ru (уроки онлайн по английскому языку).

10) http://www.native-english.ru (Native English. Изучение английского языка).

11) https://wordwall.net/

12) https://whisper.ai/

13) https://chatgptweb.ru/


4