СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Режиссура урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Режиссура урока»

«Театральная педагогика: режиссура современного учебного занятия

«Театральная педагогика: режиссура современного учебного занятия

Драмогерменевтика В Большой российской энциклопедии герменевтика определена как: Герменевтика  (от греч. ἑρμηνευτιϰή (τέχνη) – тол­ко­ва­тель­ная (нау­ка); Искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов; Течение в философии 20 века. Исходя из определений, это наука о смысле, понимании и трактовании текстов.

Драмогерменевтика

  • В Большой российской энциклопедии герменевтика определена как:
  • Герменевтика  (от греч. ἑρμηνευτιϰή (τέχνη) – тол­ко­ва­тель­ная (нау­ка);
  • Искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов;
  • Течение в философии 20 века.
  • Исходя из определений, это наука о смысле, понимании и трактовании текстов.
История возникновения Августин Блаженный, в своём труде «Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия» обозначил основные герменевтические принципы в концепции «четырёх смыслов» Священного Писания. Он считал, что текст Священного Писания содержит: Исторический смыл, сообразный буквальному пониманию о реальных событиях. Этиологический, где разъясняются нравственные причины сказанного или описанного. Аналогический, когда выявляются соответствия, проводятся аналогии. Аллегорический, когда сказанное понимается в образном, «фигуральном» смысле.

История возникновения

  • Августин Блаженный, в своём труде «Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия» обозначил основные герменевтические принципы в концепции «четырёх смыслов» Священного Писания. Он считал, что текст Священного Писания содержит:
  • Исторический смыл, сообразный буквальному пониманию о реальных событиях.
  • Этиологический, где разъясняются нравственные причины сказанного или описанного.
  • Аналогический, когда выявляются соответствия, проводятся аналогии.
  • Аллегорический, когда сказанное понимается в образном, «фигуральном» смысле.
Основы педагогической герменевтики А.Ф. Закирова «Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты её реализации в научно - образовательной практике» : 1. Система общего образования : смыслообразование в педагогическом взаимодействии, взаимопонимание субъектов образования, развитие читательской компетенции школьников и т.д 2. Система профессионального образования, профессионально – педагогического образования: формирование читательской культуры как основы профессиональной компетенции педагога, гуманитаризация профессионального образования педагога и т.д. 3. Научно – исследовательская деятельность , самообразование и повышение квалификации педагогов, художественно – эстетический подход в научных и педагогических исследованиях.

Основы педагогической герменевтики

  • А.Ф. Закирова «Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты её реализации в научно - образовательной практике» :
  • 1. Система общего образования : смыслообразование в педагогическом взаимодействии, взаимопонимание субъектов образования, развитие читательской компетенции школьников и т.д
  • 2. Система профессионального образования, профессионально – педагогического образования: формирование читательской культуры как основы профессиональной компетенции педагога, гуманитаризация профессионального образования педагога и т.д.
  • 3. Научно – исследовательская деятельность , самообразование и повышение квалификации педагогов, художественно – эстетический подход в научных и педагогических исследованиях.
Основные понятия педагогической герменевтики К основным понятиям педагогической герменевтики она относит «текст», «понимание», «объяснение», «объясняющее понимание», «личностный смысл педагогического знания». Активное использование герменевтического подхода и в педагогике дало развитие новым составляющим, новым терминам, новым направлениям. В науке появились такие терминологические единицы как «герменевтическое сознание», «драмогерменевтический подход», «драмогерменевтика».

Основные понятия педагогической герменевтики

  • К основным понятиям педагогической герменевтики она относит «текст», «понимание», «объяснение», «объясняющее понимание», «личностный смысл педагогического знания».
  • Активное использование герменевтического подхода и в педагогике дало развитие новым составляющим, новым терминам, новым направлениям. В науке появились такие терминологические единицы как «герменевтическое сознание», «драмогерменевтический подход», «драмогерменевтика».
ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА Впервые термин был предложен В.М. Букатовым. По его мнению, драмогерменевтика – это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики педагогики и театра . Каждая из них подробно описана в работе П.М. Ершова, А.П. Ершовой, В.М. Букатова «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя».

ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА

  • Впервые термин был предложен В.М. Букатовым. По его мнению, драмогерменевтика – это взаимосвязь трех составляющих: герменевтики педагогики и театра . Каждая из них подробно описана в работе П.М. Ершова, А.П. Ершовой, В.М. Букатова «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя».
Театральная педагогика Театральная педагогика — это междисциплинарное направление на стыке педагогики и театрального искусства, которое помогает ученикам проживать образовательный процесс на эмоциональном уровне. История театральной педагогики в России начинается в XVII веке, когда первый русский просветитель Симеон Полоцкий включает театральные занятия в проект учебного плана первого российского государственного учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии.

Театральная педагогика

  • Театральная педагогика — это междисциплинарное направление на стыке педагогики и театрального искусства, которое помогает ученикам проживать образовательный процесс на эмоциональном уровне.
  • История театральной педагогики в России начинается в XVII веке, когда первый русский просветитель Симеон Полоцкий включает театральные занятия в проект учебного плана первого российского государственного учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии.
Режиссура урока Режиссура заключается не в том, чтобы заставить (обязать) ученика играть выбранную учителем роль, а в том, чтобы каждый ребёнок на уроке (или занятии) начал с одноклассниками увлечённо сочинять событийный ряд

Режиссура урока

  • Режиссура заключается не в том, чтобы заставить (обязать) ученика играть выбранную учителем роль, а в том, чтобы каждый ребёнок на уроке (или занятии) начал с одноклассниками увлечённо сочинять событийный ряд
Социо-игровой стиль в обучении Социо - игровой  подход (наряду со словом «подход» распространены термины « социо - игровой   стиль », «методика», «технология», «режиссура урока») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин « социо - игровая ») и одновременно внутри каждой из них.  Cоцио - игровой  подход непосредственно обращён к особым возможностям режиссуры урока, общения и поведения учителя.

Социо-игровой стиль в обучении

  • Социо - игровой  подход (наряду со словом «подход» распространены термины « социо - игровой   стиль », «методика», «технология», «режиссура урока») предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин « социо - игровая ») и одновременно внутри каждой из них.  Cоцио - игровой  подход непосредственно обращён к особым возможностям режиссуры урока, общения и поведения учителя.

Основные постулаты – социоигровой деятельности

  • 1. Не учить! Под разным предлогом «молчать и слушать своих учеников».
  • 2. Гнаться за 133 зайцами! «Если уж гнаться, - так не за двумя». ПОЛИФОНИЯ.
  • 3. Не бояться быть идиотом! Не бояться быть неосведомлённым, не бояться демонстрировать своё незнание.
  • Индивидуальность понимания

«Понимание не есть запоминание и им проверяться не может»

  • Обживание

«Всякое понимание начинается с выискивания чего – то знакомого»

  • Очеловеченность

«Если современная школа, отойдет от механистичности, где ноги бегают только на уроке физкультуры, голова думает только на уроке математики, руки делают только на уроке труда, и начнет стремиться к их взаимосвязи, тогда процесс станет целостным, а результат осмысленным»

  • Похвальность поведения

«Для учителей привычно хотеть похвального поведения учеников. Педагогическое же мастерство учителя зарождается от его желания вести себя похвально самому»

  • Странности

«Учителя обычно настроены на поспешное растолковывание всех странностей, обнаруживаемых учениками, не дожидаясь и не организуя их личных эмоциональных поисков смыслоразрешения»

Интеграция всех видов деятельности Работа малыми группами Смена темпа и ритма урока Смена лидерства Двигательная активность

Интеграция всех видов деятельности

Работа малыми группами

Смена темпа и ритма урока

Смена лидерства

Двигательная активность

Сторителлинг (англ. storytelling – «рассказывание историй») — это прием, который помогает донести информацию через рассказ или историю. Сказительство — в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём. В отличие от речи, сказительство подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации.

Сторителлинг

(англ. storytelling – «рассказывание историй») — это прием, который помогает донести информацию через рассказ или историю.

Сказительство

— в первоначальном значении, мастерство сказа: исполнение былин, сказаний, сказок. В широком культурном смысле — передача информации устным путём. В отличие от речи, сказительство подразумевает исключительный статус говорящего как авторитетного носителя информации.

Методы театральной педагогики/артикуляционная гимнастика Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.   И Э А О У Ы И Э А О У Ы   И Э А О У Ы И Э А О У Ы   И Э А О У Ы И Э А О У Ы

Методы театральной педагогики/артикуляционная гимнастика

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков. И Э А О У Ы И Э А О У Ы И Э А О У Ы И Э А О У Ы И Э А О У Ы И Э А О У Ы
Методы театральной педагогики/ «кричалки» Счёт до 10 и обратно тихо. громко. быстро. медленно Подбор синонимов, антонимов Чтение стихов с разным темпом, высотой голоса

Методы театральной педагогики/ «кричалки»

  • Счёт до 10 и обратно тихо. громко. быстро. медленно
  • Подбор синонимов, антонимов
  • Чтение стихов с разным темпом, высотой голоса
Методы театральной педагогики/пальчиковая гимнастика Дом Стук -стук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат - Вот с такою крышей, (ладошки над головой) Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек) Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом) Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком! (сцепили ручки) Капуста Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим (солим щепоткой) Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладём и пробуем.

Методы театральной педагогики/пальчиковая гимнастика

  • Дом
  • Стук -стук- постук, раздается где то стук.
  • Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
  • Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
  • Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
  • Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
  • Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
  • И вот с таким замком! (сцепили ручки)
  • Капуста
  • Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
  • Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
  • Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
  • Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
  • В баночку кладём и пробуем.
Упражнение «Обмен» – Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет – расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет… Девятнадцать, двадцать! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет… Девятнадцать, двадцать! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас. – Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась? От чего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давно ли они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Упражнение «Обмен»

  • – Задание каждому: возьмите из своих вещей какой-нибудь небольшой предмет – расческу, авторучку, ключ. Пока я считаю до двадцати, внимательно рассмотрите предмет… Девятнадцать, двадцать! Обменяйтесь предметами с соседом. Рассмотрите этот новый предмет… Девятнадцать, двадцать! Стоп! Теперь расскажите друг другу по очереди сначала об одном предмете, потом о другом, а сосед пусть проверяет вас.
  • – Не пропускайте ни одной мельчайшей подробности! А что это за царапина на расческе, когда она появилась? От чего? Вспомните или придумайте это. Часы соседа – давно ли они у него? Он их купил или это подарок? Решите, кто подарил? Почему вы так решили?

Методы театральной педагогики/упражнения для тренировки дыхательных мышц

  • Упражнение 1. «Вертолёт».
  • Выполнять стоя. Ноги вместе, руки свить вниз. Сначала сделат выдох и выдержат паузу. По сигналу руки должны взлететь вперёд и вверх (вдох); затем выдержать паузу. При круговых вращениях рук (назад-вниз, вперёд-вверх и т.д.) делать продолжительный, ровный выдох. Число оборотов рук постепенно увеличивать (5, 8, 10 и т.д.). выдох вначале беззвучный, затем на отдельных звуках, словах, слогах, текстах.
  • Упражнение 2. «Пистолет».
  • Вообразите себе, что у вас в руках по пистолету. Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать выдох, выдержать паузу. Поднимая руки вперёд и вверх, а потом в сторону, сделать спокойно вдох носом, затем выдержать паузу. Не сдвигая ног с места и не меняя положения нижней части корпуса, повернуться вправо, втянуть левую руку перед собой и, увидев воображаемую мишень, выстрелить (выдохнуть) из воображаемого пистолета. Это же движение повторить с поворотом корпуса влево, вытянув правую руку. Дыхание сначала беззвучное, затем со звуками «к», «ч», «ц», «х» и т.д. … слогами (би-бэ-ба, ди-дэ-да, би-би-би-би, бэ-бэц-бэ-бэ и т.д.), которые должны произноситься коротко и очень активно. Дополнительное дыхание брать ртом в момент поворота корпуса. Повторить несколько раз.
  • Упражнение 3. «Самолёт».
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, сделать спокойный вдох носом и выдержать паузу. Не меняя положения рук, «упасть» (грудью вперёд) вниз и начать активно раскачивать корпусом и ровно выдыхать. Когда дыхание кончится, встать, сделать вдох носом и повторить упражнение. Дыхание вначале беззвучное, затем со звуками («з-з-з», «ж-ж-ж», «р-р-р»). Выдох постепенно удлинять.
  • Использование сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.
  • Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.