9
Районные педагогические чтения
Реализация воспитательных задач
на уроках в начальной школе
через организацию
групповой и коллективной форм работы
Бреусова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Одесская СШ №2»
2016 год
Цель: раскрыть возможность развития навыков позитивного социального взаимодействия и нравственного поведения школьников через групповую и коллектикную формы работы (Слайд 1)
Задачи:
- сформировать представление о воспитательном потенциале современного урока;
-определить значимость групповой и коллективной форм работы на уроке в решении воспитательных задач;
- изучить структуру межличностных отношений младших школьников и проследить взаимоотношения, сделать выводы на основе исследования; (Слайд 2)
Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей. Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Новый закон об образовании определяет воспитание как «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В МКОУ «Одесская СШ №2» программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. И поэтому идет взаимосвясь с системой моего класса «Азбука общения», по которой я работаю третий год и основная моя работа направлена на развитие коммуникативных возможностей учащихся, на формирование правильного поведения в обществе, на воспитание навыков, опыта, умений для положительной социализации в обществе. (Слайд 3) Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Учитель не только даёт знания по предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Каждая секунда урока воспитывает. Воспитывающий потенциал урока, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам. Воспитывающий потенциал урока, вне зависимости от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке воздействие на личность ребенка (и учителя тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря стилю образовательного общения; культуре управления образовательной деятельностью; дидактической структуре; методическим приемам.(Слайд 4) Воспитание в процессе обучения я рассматриваю как совместную деятельность учителя и ученика, направленную на развитие способностей придавать и порождать смысл знаниям, как обучение принципам жизни. Когда дети приходят в первый класс, то возникают проблемы в общении: они не умеют работать в коллективе, не могут договориться друг с другом, не готовы принимать общую цель совместной деятельности. Поэтому только при правильной организации учебно- воспитательной работы школы и класса, выбранных для этого необходимых форм работы на уроке можно достичь поставленных целей.(Слайд 5) А главная моя цель : воспитание и социализация высоконравственных, творческих и компетентных учащихся. Поэтому на своих уроках я реализую воспитательную цель и задачи по-разному, используя для этого различные методы. Остановлюсь подробнее на работе в группах и коллективной деятельности, которые я применяю на уроках.
Цель групповой работы:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Воспитательные задачи при групповой (коллективной) работе:
умение слушать и слышать;
правильно воспринимать обучающую задачу;
умение правильно относиться к своей работе и коллективной;
умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
умение подчиняться правилам работы в группе;
умение преодолевать трудности, конфликты;
это мощный фактор психического развития учащихся;
общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;
практикуются контроль и оценка ситуации;
возможность равноправия в развитии самостоятельности мысли, личных черт и личной позиции. (Слайд 6). Варианты комплектования групп, которые я использую на уроках: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору педагога, по выбору «лидера».(Слайд7) На уроках я применяю следующие виды групповой работы: работа в парах, «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Мозаичная группа», прием «Зигзаг».(Слайд 8) В процессе организации групповой работы ставлю перед учащимися цель, способную заинтересовать всех, но для достижения, которой каждый учащийся может внести свой вклад Например: на уроках литературного чтения при изучении произведений, стихотворений, предлагаю одной группе учащихся к иллюстрации выписать цитаты из произведения для данного рисунка. Другой группе - составление вопросов по прочитанному материалу. Третьей группе — проиллюстрировать отдельные строки из произведений. (Слайд 9). Этот вид работы я применяю при выполнении заданий творческого характера, что дает возможность каждому ученику проявить свое «Я», активно вступить в деятельность и общение, а также воспринимать «Другого» и открывать «Другому» свой внутренний мир.
Формы коллективной деятельности могут быть самые разнообразные. Важно, чтобы коллективная деятельность способствовала эстетическому общению, содействовала сплочению детей, имела познавательное значение, активизировала творческую деятельность, обеспечивала мыслительную активность участников, создавала условия для детского творчества. (Слайд 10) При организации коллективной деятельности больший эффект достигается при работе за «круглым столом», когда я и ученики занимают равноправное положение. При организации коллективной деятельности можно рассматривать такие задачи как:воспитание у детей доброжелательных отношений, взаимоуважение, взаимопомощь, участие каждого учащегося в работе. Пример: при проведении практических работ (на уроках технологии) дети плохо воспринимают правила техники безопасности, никак не связывая их с личной безопасностью. Перед учащимися ставлю цель: сформулировать правила работы с клеем, ножницами для младших братьев, сестёр. Сначала работа идет индивидуально, а затем оказывается, что приходится много обсуждать: что нужно сказать малышам, в какой форме, как обосновать правила, какие рисунки и примеры привести. При таком подходе, активность на уроке увеличивается. Данный прием позволяет учащимся закрепить нужные правила и повысить собственную самооценку воспитывать ответственность, честность, порядочность, взаимоуважение, формируется общая культура безопасности жизнедеятельности. Общение за «круглым столом» проходит без особого напряжения, в работу включены все до одного учащегося, отсутствует страх перед учителем, который выступает в роли помощника. (Слайд 11) Пример: урок литературное чтение, подготовка картинного плана к сказке, рассказу. При помощи рисования иллюстраций к сказке (рассказу) предлагаю детям изобразить сюжет. Все работы учащихся собираются в одну и все дети могут, пользуясь картинным планом, пересказать сказку (рассказ). Этот прием позволяет воспитать взаимную ответственность и взаимопомощь.
Реализую воспитательные цели через создание проблемной ситуации.
Пример: урок русского языка при изучении нового материала предлагаю учащимся составить два - три предложения с предложенными словами (по определенной теме), но чтобы начинался и заканчивался этот небольшой рассказ со слов, с которых обычно начинаются и заканчиваются сказки. Данная работа требует развитого воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству. Дети учатся быть добрыми и справедливыми, сочиняя свою сказку. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей. Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.(Слайд12) Я считаю, что результат совместной работы значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из учеников. В совместной деятельности два плюс два не всегда четыре, а может быть и пять, и шесть, у совместной деятельности "своя арифметика". А потому работа, сделанная коллективно, как правило, получается значительно содержательнее, более привлекательной, выразительной, чем аналогичные работы, выполненные индивидуально. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы.
Включение в уроки групповых и коллективных форм работы позволяет повысить интерес школьников к изучению предметов, пробудить и поддерживать интерес к предметам, добиваться глубоких и прочных знаний. Сегодня мои ученики не бояться показывать свои достижения и охотно принимают участие в различных конкурсах.(Слайд 13) Для того чтобы провести исследования как влияет применение воспитательных задач на уроке через коллективные и групповые формы работы я провожу диагностики межличностных отношений учащихся с первого класса (СЛАЙД14 диагностика). В результате проделанной работы утвердилась положительная динамика развития классного коллектива (Слайд 15 диаграмма)
- в классе преобладает атмосфера доброжелательности; большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно выражать своё мнение; возросла активность учащихся класса в организации и проведении классных и внеклассных мероприятий;
Исходя из проделанной мной работы, я выяснила, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Таким образом, организация групповой и коллективной форм работы на уроке является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе. Конечно, невозможно только через групповую и коллективную форм работы воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако их постоянное использование приводит к реализации многих воспитательных задач. Воспитание и обучение - это два взаимосвязанных процесса.
Е. Ильин писал «Учить и воспитывать – как «молния на куртке»: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке»
Приложение 1
Диагностики школьной тревожности
Проектная методика для диагностики школьной тревожности была разработана Е.Амен, в модификации А.М.Прихожан. Цель методики:с помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.
«Лесенка»
Данная методика разработана В. Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Социометрия»
Данная методика разработана Р.В.Овчаровой.
Цель диагностики: изучение межличностных отношений.
Приложение 2
Диаграмма 1. Распределение статусного положения в группе. (1 класс)
Социометрическое исследование показало, что в первом классе не у всех ребят существовал круг общения, были отверженные дети.
Диаграмма 2. Распределение статусного положения в группе. (3 класс)
В результате проделанной работы утвердилась положительная динамика развития классного коллектива