СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач с помощью циркуля и линейки

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация показывает пошаговое построение и решение задач с помощью циркуля и линейки

Просмотр содержимого документа
«Решение задач с помощью циркуля и линейки»

Задачи на построение Учитель математики Екатерина Викторовна Чуприна МБОУ СОШ №17 2013г

Задачи на построение

Учитель математики

Екатерина Викторовна

Чуприна

МБОУ СОШ №17

2013г

Цель урока: 1. Дать представление о задачах на построение.  2. Научить решать задачи на построение. пп

Цель урока:

1. Дать представление о задачах на построение.

2. Научить решать задачи на построение.

пп

Задачи:   Образовательные: 1. Рассмотреть наиболее простые задачи на построение.  2. Научить выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки  3. Закрепить ранее полученные знания о признаках равенства треугольников Развивающие:  1. Развитие навыков построения углов, треугольников с помощью окружностей.  2. Формирование логического и проблемного мышления. Воспитательные:  1. Воспитание наблюдательности, познавательного интереса к математике. 2. Формирование навыков самостоятельной работы.

Задачи:

Образовательные:

1. Рассмотреть наиболее простые задачи на построение.

2. Научить выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки

3. Закрепить ранее полученные знания о признаках равенства треугольников

Развивающие:

1. Развитие навыков построения углов, треугольников с помощью окружностей.

2. Формирование логического и проблемного мышления.

Воспитательные:

1. Воспитание наблюдательности, познавательного интереса к математике.

2. Формирование навыков самостоятельной работы.

Инструменты С помощью линейки как инструмента геометрических построений можно провести произвольную прямую; произвольную прямую, проходящую через данную точку; прямую проходящую через две данные точки. Никаких других операций выполнять линейкой нельзя. В частности нельзя откладывать линейкой отрезки, даже если на ней имеются деления.

Инструменты

С помощью линейки как инструмента геометрических построений можно провести произвольную прямую; произвольную прямую, проходящую через данную точку; прямую проходящую через две данные точки.

Никаких других операций выполнять линейкой нельзя. В частности нельзя откладывать линейкой отрезки, даже если на ней имеются деления.

Инструменты: Циркуль как инструмент геометрических построений позволяет описать из данного центра окружность данного радиуса. В частности, циркулем можно отложить данный отрезок на данной прямой от данной точки.

Инструменты:

Циркуль как инструмент геометрических построений позволяет описать из данного центра окружность данного радиуса. В частности, циркулем можно отложить данный отрезок на данной прямой от данной точки.

Ответьте на вопросы: Что такое окружность, центр окружности, радиус? Что такое хорда окружности? Какая хорда называется диаметром? Какая окружность называется описанной около треугольника, вписанной в треугольник? Какие признаки равенства треугольников вы знаете, сформулируйте каждый из признаков?

Ответьте на вопросы:

  • Что такое окружность, центр окружности, радиус?
  • Что такое хорда окружности? Какая хорда называется диаметром?
  • Какая окружность называется описанной около треугольника, вписанной в треугольник?
  • Какие признаки равенства треугольников вы знаете, сформулируйте каждый из признаков?
1. Построение треугольника с данными сторонами а b с Дано: отрезки a, b, c Построить: треугольник  со сторонами a, b, c Инструменты: Циркуль, линейка

1. Построение треугольника с данными сторонами

а

b

с

Дано: отрезки a, b, c

Построить: треугольник

со сторонами a, b, c

Инструменты: Циркуль, линейка

U U Построение: l -прямая АЄ l 3. ω 1 (А,a) 4. ω 1  l = В 5. АВ = а 6. ω 2 (А,b) 7. ω 3 (В,с) 8. ω 2 (А,b) ω 3 (В,с)=С 9. АС = b 10. СВ = с 11. АВС - треугольник со сторонами a, b, c C b с А l B а

U

U

Построение:

  • l -прямая
  • АЄ l

3. ω 1 (А,a)

4. ω 1 l = В

5. АВ = а

6. ω 2 (А,b)

7. ω 3 (В,с)

8. ω 2 (А,b) ω 3 (В,с)=С

9. АС = b

10. СВ = с

11. АВС - треугольник

со сторонами a, b, c

C

b

с

А

l

B

а

U 2. Построение угла равного данному Дано: угол с вершиной в точке А, луч О l Построить: угол с вершиной в точке О равный углу Построение: ω 1 (А,r) ω 1 (А,r) b= B ω 1 (А,r) c= C ω 2 (O,AB) ω 2 (O,AB) l =B 1 ω 3 (B 1 ,BC) ω 2 (O,AB) ω 3 (B 1 ,BC)=C 1 OC 1 =AC  BAC= B 1 OC 1 l U А r В В 1 U b С c U С 1 О

U

2. Построение угла равного данному

Дано: угол с вершиной в точке А, луч О l

Построить: угол с вершиной в точке О равный углу

Построение:

  • ω 1 (А,r)
  • ω 1 (А,r) b= B
  • ω 1 (А,r) c= C
  • ω 2 (O,AB)
  • ω 2 (O,AB) l =B 1
  • ω 3 (B 1 ,BC)
  • ω 2 (O,AB) ω 3 (B 1 ,BC)=C 1
  • OC 1 =AC
  • BAC= B 1 OC 1

l

U

А

r

В

В 1

U

b

С

c

U

С 1

О

 U  U U 3. Построение биссектрисы угла Дано: угол с вершиной в точке А и сторонами а и b. Построить: биссектрису данного угла Построение: ω 1 (А,r) ω 1 (А,r) а=B ω 1 (А,r) b=C ω 2 (B,r 1 ) ω 3 (C,r 1 ) ω 2 (B,r 1 ) ω 3 (C,r 1 )=D AD – биссектриса данного угла а В А D С b

U

U

U

3. Построение биссектрисы угла

Дано: угол с вершиной в точке А и сторонами а и b.

Построить: биссектрису данного угла

Построение:

  • ω 1 (А,r)
  • ω 1 (А,r) а=B
  • ω 1 (А,r) b=C
  • ω 2 (B,r 1 )
  • ω 3 (C,r 1 )
  • ω 2 (B,r 1 ) ω 3 (C,r 1 )=D
  • AD – биссектриса

данного угла

а

В

А

D

С

b

4. Деление отрезка пополам D Дано: отрезок АВ Построить: точку О, делящую отрезок АВ пополам А Построение: ω 1 (А,АВ) ω 2 (В,АВ) ω 1 (А,АВ) ω 2 (В,АВ) = С,D  CD AB = O O-середина отрезка АВ O А В U U С

4. Деление отрезка пополам

D

Дано: отрезок АВ

Построить: точку О, делящую отрезок АВ пополам

А

Построение:

  • ω 1 (А,АВ)
  • ω 2 (В,АВ)
  • ω 1 (А,АВ) ω 2 (В,АВ) = С,D
  • CD AB = O
  • O-середина отрезка АВ

O

А

В

U

U

С

 T U U  T 5. Построение перпендикулярной прямой Построение: ω 1 (О,r) ω 1 (О,r) a = A,B ω 2 (A,AB) ω 3 (B,AB) ω 2 (A,AB) ω 3 (B,AB)= D,C  DC = b; a b; b-искомая прямая Дано: прямая а, точка О Є а Построить: через данную точку О провести прямую перпендикулярную данной прямой а C Доказательство: 1. Рассмотрим Δ АСО и ΔВСО 2. AC=CB; AO=OB; ОС- общая сторона Δ АСО = ΔВСО (по 3-му свойству)  СОА= СОВ =90 0 3. a b В А О а b D

T

U

U

T

5. Построение перпендикулярной прямой

Построение:

  • ω 1 (О,r)
  • ω 1 (О,r) a = A,B
  • ω 2 (A,AB)
  • ω 3 (B,AB)
  • ω 2 (A,AB) ω 3 (B,AB)= D,C
  • DC = b; a b; b-искомая прямая

Дано: прямая а, точка О Є а

Построить: через данную точку О провести

прямую перпендикулярную данной прямой а

C

Доказательство:

1. Рассмотрим Δ АСО и ΔВСО

2. AC=CB; AO=OB;

ОС- общая сторона

  • Δ АСО = ΔВСО (по 3-му свойству)
  • СОА= СОВ =90 0

3. a b

В

А

О

а

b

D

ОАС= О 1 АС = Δ АОС = ΔАО 1 С (по первому признаку) = АСО = АСО 1 =90 о – т.к. смежные 3. ОО 1 а О А В а С О 1 " width="640"

T

U

U

U

5. Построение перпендикулярной прямой

Построение:

  • ω 1 (О,r)
  • ω 1 (О,r) а = А,В
  • ω 2 (А,r)
  • ω 3 (В,r)
  • ω 2 (А,r) ω 3 (В,r)= О 1
  • ОО 1 - искомая прямая

Дано: прямая а, точка О Є а

Построить: через данную точку О провести

прямую перпендикулярную данной прямой а

Доказательство:

  • АВ ОО 1 =С
  • Δ АОВ = ΔАО 1 В

(по третьему признаку)

= ОАС= О 1 АС

= Δ АОС = ΔАО 1 С

(по первому признаку)

= АСО = АСО 1 =90 о – т.к. смежные

3. ОО 1 а

О

А

В

а

С

О 1

Ответьте на вопросы: Объясните, как построить треугольник по трем сторонам? Объясните, как отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному? Объясните, как разделить данный угол пополам? Объясните, как разделить отрезок пополам? Объясните как через данную точку провести прямую, перпендикулярную данной прямой?

Ответьте на вопросы:

  • Объясните, как построить треугольник по трем сторонам?
  • Объясните, как отложить от данной полупрямой в данную полуплоскость угол, равный данному?
  • Объясните, как разделить данный угол пополам?
  • Объясните, как разделить отрезок пополам?
  • Объясните как через данную точку провести прямую, перпендикулярную данной прямой?
Домашнее задание: Постройте треугольник по трем сторонам а=2см, b=3см, с=4см. Дан треугольник. Постройте его высоты. Постройте треугольник по двум сторонам и углу, противолежащему большему из них а=6см, b=4см, α=70 о  Подготовьте сообщение о задачах, которые нельзя решить с помощью циркуля и линейки.

Домашнее задание:

  • Постройте треугольник по трем сторонам а=2см, b=3см, с=4см.
  • Дан треугольник. Постройте его высоты.
  • Постройте треугольник по двум сторонам и углу, противолежащему большему из них а=6см, b=4см, α=70 о
  • Подготовьте сообщение о задачах, которые нельзя решить с помощью циркуля и линейки.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!