СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Римские цифры.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный  урок  математики и  информатики

Просмотр содержимого документа
«Римские цифры.»

М А Т Е М А Т И К А

Слайд 1

Класс: 4

Тема: Римская нумерация.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний (интегрированный)

Слайд 2

Цели:

Обобщить знания по теме «Римская нумерация», вспомнить правила записи римских чисел, дать алгоритм решения примеров с использованием римских чисел.

Задачи:

  1. Создать условия для систематизации и обобщения знаний детей

  2. Способствовать развитию мыслительных операций: внимания, памяти, речи, познавательных интересов, через знакомство с римскими цифрами.

3 Развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:

  • инициативности (активной жизненной позиция)

  • коммуникативной культуры (умения работать в паре, группе)

  • аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои позиции

  • принимать решения и нести ответственность

  • самостоятельность

Слайд 3

Современные образовательные технологии и инструменты обучения на данных уроках

  1. Технология смешанного обучения

  • Прием «Ротация станций»

Смешанное обучение — образовательная технология, сочетающая привычную нам работу учителя с использованием онлайн-среды, в которой ученик хотя бы частично сам контролирует свой темп, время и маршрут, а также дающая интеграцию опыта обучения в этих двух средах.

В модели ротация станций класс делится на две или три группы. И организовывается столько же "станций": работа с учителем, работа с онлайн-средой, работа в группах или над мини проектами. Класс делится на группы каждый раз по-разному в зависимости от методических задач. В течении урока группы перемещаются со станции на станцию: от учителя к онлайн среде, от онлайн-среды к групповой работе.



  1. Информационно – коммуникационные технологии

  2. Технология «Проблемное обучение»

  3. Технология «Критическое мышление»

  • Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Слайд 4

Планируемые результата:

Личностные – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей

Метапредметные

  • Регулятивные – самостоятельно определять учебную задачу, планировать свою деятельность по решению учебной задачи

  • Познавательные – формируется умение выделять существенную информацию из учебных текстов

  • Коммуникативные – формируется умение быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе

Предметные – учиться применять знания записи римских чисел для решения учебных задач



ХОД УРОКА

Слайд 5

  1. Актуализация знаний

На доске:

5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.

– Что написано на доске? (числа)

- Чем отличается число от цифры?

– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)

- Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)

– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)

Слайд 6 (картинка)

Слайд 7

- Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи в задачах и т.д.)

Слайд 8 (обобщение ответов)

Слайд 9

2. Однажды в журнале мне встретилось удивительное число DCCCLXXXVIII, я-то конечно догадалась, а вот вы смогли бы его прочитать?

-Что для этого нужно?

-Кто уже догадался, какая тема нашего урока и готов сформулировать её?

- Римская нумерация

  1. Давайте заполним таблицу

Слайд 10

-Какие задачи мы поставим к сегодняшнему уроку?

  • Вспомнить правила записи римских цифр,

  • Уметь читать, записывать,

  • Решать примеры, записанные римскими цифрами

Слайд 11

  1. Ротация по станциям.

Сегодня мы будем работать необычным образом. Делимся на 3 группы и каждая группа получает свое задание. На эту работу выделяем 21 минуту, то есть каждая группа работает по 7 минут, затем происходит переход группы к другому заданию.



Слайд12

1 группа

(работает самостоятельно по данному материалу (вспоминает, обобщает )

Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)

Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 - от 0 до 9)

А Римской? ( ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Вспомните, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по порядку ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)

I II III IV V VI VII VIII IX X

XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20? ( ТРИ) какие? I V X



Вспомните особенность римской записи чисел:

1. Меньшая цифра:- стоящая справа от большей, прибавляется к ней,

стоящая слева – отнимается.

Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,

а знак IV – 5 – 1, то есть 4.

2. Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.

3. Нет цифры, обозначающей ноль

Существует таблица основных чисел римской нумерации

1

5

10

50

100

500

1000

I

V

X

L

C

D

M

Выполняя все правила можно научиться читать числа, записанные в римской нумерации, нетрудно.

1.Найдите значение выражений, записывая ответ римскими цифрами:

V+II =VII IX+I = X

VI+II= VIII X – I = IX

V+I = VII X – II = VIII

LVIII-III=LV IX + I= X


ИТОГ: Как записываются римские числа, какие правила есть?


Слайд 13 - 17

2 группа

работает с учителем

Изучение таблицы римской нумерации (фото)

Вспоминаем все правила записи римских чисел и с комментированием выполняем задания


Запишите в римской системе нумерации числа


Число

Римское обозначение

0

отсутствует

4

IV

8

VIII

9

IX

31

XXXI

46

XLVI

99

IC

666

DCLXVI

1668

MDCLXVIII

1989

MCMLXXXIX

3999

MMMCMXCIX

2009

MMIX



2) Запишите в порядке возрастания: XLVI(46), IX(9), MMIX(2009), XXXII(32), XVI(16), LV(55), XIII (13)

IX, XIII, XVI, XXXII, XLVI, LV, MMIX


ВЫВОД: какие правила в написании римских чисел есть?




Слайд 18


3 группа

(работает в информационном пространстве с программой Тур Бокучава «Страна фантазия «Римские числа. Кодирование». (фото)



Слайд 19

  1. Контроль.

Давайте теперь вместе попробуем записать дату сегодняшнего дня числами римской нумерации

Взаимопроверка


Слайд 20


  1. Рефлексия

Какие задачи ставили в начале урока? (таблица)


Итог урока:

Вспомнили правила записи римских цифр,

Научились читать, записывать римские числа

Научились решать примеры, записанные римскими числами

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Римская нумерация

Сложная старинная

Обозначает развивает кодирует

Расширяет круг моих знаний

шедевр