РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
О ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Ребёнок учится с момента появления на свет: подражая взрослым, общаясь со сверстниками, самостоятельно осваивая предметный мир, встречаясь с явлениями природы, животными, рассматривая картинки в книжках, слушая и смотря детские передачи, посещая театр, кино, цирк. Этот процесс познания, хотя и имеет большое значение в развитии малыша, носит стихийный, неорганизованный характер. Многое и очень важное для становления его личности, обогащения жизненного опыта может пройти мимо внимания дошкольника. Поэтому в этот период необходимо организовывать систематические специальные занятия, наблюдения, игры, разнообразные практические дела. Это направляемое взрослым познание постепенно подводит ребёнка к новой деятельности – учебной.
Учебная деятельность – это организованный и управляемый процесс познания, в котором происходит овладение определённым кругом знаний и способами их приобретения. Уже старшие дошкольники начинают играть «в школу» и в процессе подобных игр приобщаются к учебной деятельности, к присущим ей способам овладения знаниями и умениями, отношениям, которые возникают в ходе обучения между учителем и учениками. Всё большую роль начинает играть познавательный, учебный компонент. Главным становится стремление не просто сделать, например, вещь, а научиться способам, приёмам работы. Ребёнок уже говорит не «я забил гвоздь», а «я научился забивать гвозди», а «я научился делать шапочки» и т.п. Переход к школьному обучению не лёгок даже для подготовленных дошкольников.
Любой дошкольник, на вопрос: «Что ты будешь делать в школе?» - ответит, подняв вверх ладошку с растопыренными пятью пальцами: «Буду получать пятёрки!» Взрослые, ориентирующие так ребёнка, смешивают понятия оценки и отметки. Поэтому важно выработать у ребёнка правильное отношение к оценке вообще, и такому её частному проявлению, как отметка.
Иногда родители, не подготовив дошкольников к тому, чтобы они могли в школе успешно справляться с заданиями по технологии и изобразительному искусству, просто выполняют их за детей сами. Был такой случай. Ученица на уроке испортила заготовку и до конца занятия просидела без дела. Учительница посоветовала ей разобраться в задании самостоятельно. Дома мама посетовала: «И в кого ты такая безрукая у нас уродилась!», пожалела дочку (технология ведь не главный урок), отправила её спать и сделала за неё задание. Девочка поняла, что этот путь – самый лёгкий. На уроках технологии она стала отказываться от работы, говоря: «У меня в классе всё равно не получается, я лучше сделаю дома». А потом она приносила поделки, сделанные её мамой, и получала незаслуженную пятёрку.
Так, своими руками, мы сеем семена тщеславия, эгоизма, нравственной безответственности. Выполняя за школьника то, что он может и должен сделать сам, мы сдерживаем его интеллектуальное развитие, не даём должную нагрузку и тренировку уму, а значит, глушим его творческие способности.
Уже этот перечень проблем, с которыми столкнётся ребёнок-школьник, доказывает, что готовность к школе прямо не зависит от уровня его знаний. Привыкание ребёнка к новым условиям будет протекать быстрее и легче, если родители, готовя ребёнка к школе, ему объяснят, что трудности должны привлекать, а их преодоление – доставлять радость, удовлетворение.
Список литературы
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. / М.М. Безруких - М., АСТ: Астрель, 2004.
Перекатьева О.В. Современная работа с родителями в начальной школе. / О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная – Издательский центр «МарТ», Москва – Ростов-на-Дону, 2005