Родительское собрание
Тема: "Пример родителей в воспитании детей."
Воспитание ребёнка в семье – это непрерывное приобретение им полезного, ценного жизненного опыта.
Главное средство воспитания ребёнка – это пример родителей. Их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребёнка в жизни семьи, в её заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – вспомогательное средство. Ребёнок должен выполнять определённую работу, всё усложняющуюся по мере возрастания по дому, для себя, для семьи. Главный закон семьи – все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи, в меру своих возможностей, заботится о всей семье.
Прежде всего, моральным образцом ребёнка служат его собственные родители. Как они живут, что любят и не любят, кого уважают и кого избегают – всё это дети сначала воспринимают и принимают некритически, как должное. Отсюда становятся понятными слова Фридриха Фребеля, основателя детских садов в Германии: "Воспитание – это пример, любовь и больше ничего!"
Постепенно подрастающие дети становятся критичны, особенно по отношению с родителями, которым они до сих пор доверяли. Некоторые мамы и папы ведут себя дома по принципу: здесь всё мне можно. Они забывают, что дома их поведение критически оценивается или же некритически перенимается детьми, ошибочно полагая, что дети ещё слишком малы, чтобы судить родителей или подражать им. А дети кладут ноги на стол или ходят в грязных ботинках по чистому ковру – если так делает отец. Конечно, не может быть правил, обязательных для всех, но обязательно ли отцу давать отрицательный пример?
К сожалению, не все отцы и матери требовательны в истинно педагогическом смысле слова. Как часто они видят педагогические ошибки соседей, точно знают, как надо воспитывать чужих детей, но не в состоянии заметить собственные педагогические огрехи. Они не спрашивают, кто затеял драку, в которой пострадал их ребёнок, кто был прав, а кто виноват. Верят всему, что говорит их собственный ребёнок, он всегда прав, а виноваты всегда другие. Судят по внешним признакам, безосновательно обвиняют других детей, а нередко ещё и их родителей и учителей. Никого не хотят слушать, потому что "наш ребёнок сделать такого не мог", а "наш ребёнок" всё это слушает, посмеивается и учится обманывать родителей, разыгрывая невиновного пострадавшего.
Как редко в своих ссорах родители думают о том, что у детей "есть уши", что они могут притворяться спящими и выслушать всё, что для них не предназначалось. Именно то, что люди у себя дома не привыкли вести себя сдержанно, часто отрицательно сказывается на воспитании (мат). (Как часто можно услышать от учащихся мат, более того, для некоторых детей это становится естественная форма общения. А происходит это потому что, дома именно на таком языке разговаривают взрослые и дети).
Послушайте стихотворение С.Бранта «О дурном родительском примере»
Теперь вести себя прилично
Не в меде стало, и обычно.
И женский пол, себя позоря,
Стал сквернословить в разговоре.
Кто при семье и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Тот факт, что всем членам семьи всегда известно всё, что происходит в семье, должен был бы дисциплинировать даже родителей. И тут не поможет отговорка "Я этого не хотел" или "У меня это как-то сорвалось". Если это так и родители понимают, что ведут себя неправильно, они должны скорректировать своё поведение. Пока дети ещё не достигли 8-9-летнего возраста. Дети сумеют это оценить.
Дети и подростки судят строже, категоричнее, чем взрослые. Не выполняя родительских требований, они считают, что дети должны уступать. Часто они требуют от детей того, чего не требуют от себя. И так начиная с чистоты и порядка в комнате и кончая вопросами большой политики. В таких случаях напрасно уповать на родительский авторитет, на мудрость возраста. Надо владеть собой и обсуждать вопросы по существу. Неплохо также и родителям и детям научиться просить друг у друга прощение, если они понимают, что были неправы.
Во всевозможных конфликтах прежде всего нельзя терять доверие друг к другу, и родители не должны избегать конфликтов там, где конфликтная ситуация пойдёт на пользу воспитанию ребёнка. Доверие – важная основа совместной жизни в семье с благополучным климатом.
Причины всех ошибок и пороков воспитанников родитель должен искать в себе. Это не значит, что причины всех недостатков и пороков детей действительно находятся в родителях. Но значит только, что он должен искать их в себе.
Сила примера также велика в нравственном воспитании, как и в воспитании, казалось бы, мелочей. Даже походку у отца перенимает сын, а дочь – у матери. К сожалению, дети перенимают не только хорошее, но и недостойное поведение и образ мыслей. Поэтому опытные родители всегда подчёркивают, что воспитание детей – это прежде всего самовоспитание, взаимное воспитание отца и матери, взаимное воспитание родителей и детей.
Как часто приходится слышать: "Я скромный и трудолюбивый, я не пью и не курю. Откуда у ребёнка эти ужасные качества?" а некоторые родители бывают удивлены, когда их дети вырастают прилежными учениками, проявляют честолюбие, хотя сами они лишены этих качеств.
Есть родители, которые вообще сознательно не воспитывают детей. Не следят за тем, выполняют ли они школьные и другие обязанности, но часто обсуждают свои собственные проблемы и как бы между прочим передают им свой образ мыслей и способ поведения.
Как показывают жизненные факты, именно родители дают основной пример для детей и подростков. Дети хотят быть "как мамы", знать столько, "сколько папа", быть "такими же уважаемыми на работе и у соседей", как родители и т.д. Только после этого дети называют старших братьев и сестёр, других родственников.
И всё же родители только тогда перестают быть примером для детей, когда обнаруживают полное непонимание их проблем. Опубликовано письмо 16-летнего юноши Толи Н. Это письмо проникнуто отчаяньем. Он пишет, что учится на "4" и "5", делает дома всё, что надо делать для помощи родителям (моет полы, посуду, чистит одежду и обувь). Родители одевают меня хорошо и заботятся, но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают. Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как говорят они, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.
Не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительскую в деспотичное самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребёнка быть хорошим. Помните, что ваш сын или дочь такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Если родители понимают проблемы, которые обрушиваются на детей в подростковом возрасте, то они становятся "доверительным" лицом подростка. Тогда дети могут к ним обращаться даже с истинным вопросом. Тогда дети о вас напишут: "для меня пример мой отец. Он работает на заводе. Он и после работы думает о том, как можно работать ещё лучше. При этом у него всегда есть для нас время. И самое главное – он умеет слушать. С моими проблемами я иду к нему".
Подобное понимание родителями своих детей, безискусное общение с ними, которое прежде всего выражается в совместной деятельности, но не в постоянных замечаниях – основание того, что родители будут постоянным примером для детей. Некоторые родители полагают, что им следует только тогда следить за собой, когда дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо. И это якобы происходит только в 10-12 лет. В действительности, фундамент воспитания закладывается до 5 лет и то, что вы сделали до пятого года жизни – это 90% всего воспитания. Позже это воспитание продолжается.
Отношение родителей к детям и друг к другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера и настроение – всё это ребёнок воспринимает отчётливо, получая положительные или отрицательные впечатления. Иногда молодые родители удивляются, почему плачет их здоровый и сытый ребёнок. Они не замечают, что причина в них самих, потому что они сейчас разговаривают друг с другом громко и недружелюбно. Может быть даже кричат друг на друга.
Если такие сцены повторяются часто, если ребёнок переживает их ежедневно, его восприятие притупляется, уже здесь лежит зародыш позднейшей грубости чувства, которая нередко обращается на самих родителей и на которую родители в дальнейшем будут так часто жаловаться. В то же время ребёнок и сам начинает при каждом удобном случае повышать голос. Он делается капризным и требовательным. Подрастая, он начинает грубить.
Может случиться и такое, что ребёнок замкнётся в себе, станет запуганным, часто будет потихонечку плакать. Позднее он не осмелится иметь собственное мнение, не сумеет утвердиться в жизни и постоять на своём. Родители будут испуганно спрашивать: "Откуда это у него? Мы же сами другие".
Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше поведение. Срывы, проколы, как бы мы не старались их скрыть. Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, просто случайными попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставит след в поведении и мировоззрении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет.
Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек.
От поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей. Важнейшей основой для этого является требовательность, понимание, доверие и справедливость в воспитании.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов.
Хочу подчеркнуть, мало хотеть правильно, надо делать правильно. Никогда не следует забывать: "Воспитание – это не только воздействие на детей, но и развитие их самостоятельности, собственной активности и, конечно, соответствующая организация жизни детей".
Уважаемые родители! Вы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы и рекомендации. И только чуткие сердца матери и отца найдут правильное решение.
К родительскому собранию проведено анкетирование.
Вопросы: 1. Кто служит для тебя примером?
Родители-
Друзья-
Учителя-
Кто-то еще-
2. В чем ты похож на своих родителей?
Внешность-
Отношение к труду-
Отношение к людям-
Характер-
3. Дай оценку своим родителям?
Они: добрые, хорошие-
Злые, жестокие -
Трудолюбивые-
Заботливые-
Требовательные-
Строгие –
Ваши дети вас очень любят, вы для них самые хорошие и добрые. Оправдайте доверие своих детей!