СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Портфолио ребёнка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Портфолио ребёнка"»

Родительское собрание

на тему:

«Портфолио ученика, как средство мотивации личностного развития»

Цель собрания:

1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.

2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.

Ход собрания

I. Мотивация родителей

- Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ

- Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.

- В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы - оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала курсов на разных ступенях обучения. Классный руководитель собирает в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и гимназии.

- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы ни какая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?

II. Общие вопросы

- Отгадайте ребус:

(Портфель).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на родительском собрании?

- Кто-то из вас информацию о Портфолио наших ребят воспринял в 5 классе как очередное веяние моде, как способ загрузить дополнительной работой и без того перегруженных учителей, учащихся и их родителей.

- На самом деле многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "Портфолио достижений обучающегося". И наша задача сегодня в этом разобраться.
На нашем собрании мы попытаемся выяснить

1. Что такое «Портфолио»?

2. С какой целью создается «Портфолио обучающегося»?

3. Какими бывают Портфолио обучающихся?

4. Кто и как должен его составлять?

Вопрос №1. Что такое «Портфолио»?

- Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Попробуем разобраться, что оно значит.

- Это слово иностранного происхождения:

1. В переводе с английского - портфель для документов.

2. В переводе с французского – собрание листов.

3. В переводе с итальянского – папка с документами.

4. В педагогической литературе «Портфолио» - это:

а). Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.

б). Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Портфолио – это собрание работ ученика, отражающих его успехи, как в учебе, так и в сопутствующих областях общественной жизни школы. Теперь рейтинг школьника определяется не только аттестацией по предметам, но и общим накопительным баллом его портфолио. Все это помогает составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем помогает определиться в выборе ВУЗа. Подобное новшество вступило в силу с сентября 2006 года, в связи с принятием решения об обязательной профильной подготовке старшеклассников во всех школах России (приказ Минобразования от 05.12.2003 N 4509/49).

3. Цель и задачи создания Портфолио ученика.

«Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше…».

- По данным центра социально-профессионального определения, 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них:

- 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками;

- 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители;

- 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.

То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.

- Как помочЬ старшекласснику в столь непростом решении вопроса: «Как выбрать профиль обучения в старшей школе и профиль ВУЗа?»

- Для этого ученику и необходим «Портфолио» его личных достижений.

Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. «У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (министр образования В.М. Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003).

Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др.

Цель портфолио.

Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Задачи портфолио.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

а). Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

б). Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.

в). Поощрять его активность и самостоятельность.

г). Формировать навыки учебной деятельности.

д). Содействовать индивидуализации образования ученика.

е). Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж). Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Функции портфолио.

Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе. Портфолио становится «историей успеха ребенка», помогающей:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет;

- в интеграции количественной и качественной оценки.

Вопрос №2. Какие виды Портфолио обучающихся существуют?

- Строгих ГОСТов к Портфолио обучающихся пока не существует, однако выделяют можно выделить две группы разновидностей портфолио:

1. Портфолио внешних достижений.

2. Портфолио личностного развития.

1. Портфолио внешних достижений различают:

1. Портфолио документов

2. Портфолио творческих работ

3. Рейтинговое портфолио.

Портфолио документов - самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма - отзывы. 

Портфолио творческих работ - разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных обучающимися реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).  

Рейтинговое портфолио - это коллекция контрольных работ и диагностических срезов по учебному предмету, которая дает возможность педагогам и самому учащемуся иметь представление о занимаемом им рейтинговом месте. Рейтинговая таблица, прилагаемая к каждому индивидуальному портфолио, дает возможность проследить продвижение старшеклассника в системе рейтинга в течение года или двух. Такая таблица составляется по данным учащихся одного класса, классных параллелей, школьников такого же профиля по району и городу. Основное назначение рейтингового портфолио состоит в осуществлении жесткого мониторинга качества образования учащихся. При ведении рейтингового портфолио бывает заметна конкуренция в отношениях между учащимися, в связи с чем такую работу следует обязательно сопровождать постоянным наблюдением за состоянием социально-психологического климата. (Служба мониторинга гимназии).

2. Портфолио личностного развития. Назначением портфолио в этом случае является познание личностных особенностей с целью их усовершенствования в определенном направлении. Портфолио развития — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это изучение школьником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа по их усовершенствованию для достижения новых качеств субъекта. Зачем это нужно делать в условиях школы? Ответ на этот вопрос предложил Э. Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, — утверждал он, — должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он сознает, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду». Школа своей системой профильного обучения, обращенного к индивидуальным интересам молодого человека, может способствовать успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия.  В конечном счете, портфолио личностного развития служит цели подтверждения значимости человека и его неповторимого пути к достижению индивидуальных вершин. (Психологическая служба гимназии)

- Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был успешным в жизни. 

-А что это значит? Как вы думаете? (Ответы родителей).

- Это то, что надо сформировать и выработать в ребёнке, качества, которые ему будут помогать в дальнейшем вне школы, помогут определиться в будущем. Именно на это направлено портфолио.

- По своей структуре «портфолио» напоминает многослойный пирог или много ярусную пирамиду. Названия основных разделов Портфолио вы видите на экране.

- А каково их содержание? (Обсуждение содержания разделов Портфолио).

Вопрос №3. Кто и как должен собирать Портфолио?

Портфолио  это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель и классный руководитель, пусть он будет даже мастером ... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

Типичные ошибки при составлении портфолио.

  1. «Мама или я - Новиков Илья?»

Известное стихотворение Агнии Барто, как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми (учителем, классным руководителем или родителями), а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.

  1. Лучше меньше, да лучше.

Многие ребята и их родители стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в Портфолио. Важно помнить, что главное в технологии Портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинныеинтересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

  1. Информационный вакуум.

Важно помнить, что Портфолио собираете вы и вы более чем кто либо, заинтересованы в его качестве.

Найдите в Интернет образовательные сайты, предложите ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними). Подпишитесь на новостную рассылку и следите за анонсами.

Рекомендации.

1. Согласовывайте с ребенком все документы, которые хотите разместить в Портфолио.
2. Пополняйте Портфолио систематически, а не от случая к случаю.