Тема собрания: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (2 класс) ноябрь
Без памяти человек не может ничего изобрести, не может скомбинировать и двух идей.
Вольтер.
Задачи собрания:
1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.
2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.
Вопросы для обсуждения:
- Значение памяти в учебной деятельности.
- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.
Ход собрания.
Вступительное слово учителя
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.
Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.
- Какое сегодня число? - спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она вчерашняя!
Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.
Одним из основных свойств личности является память. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое память и как её развивать?»
Память- великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Память-способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости, спустя какое-то время. (слайд4)
Известный физиолог Грей Уолтер
Память бывает смысловая, слуховая, зрительная.(Слайд 6)
Большая часть неудачников по жизни стали из-за своей неразвитости памяти.(Слайд 7)
В младших классах ученики запоминают большое количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приёмами запоминания, они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приёмам запоминания.
Этому способствует: 1.Активная деятельность, 2.Деление текста на смысловые части,
3.Придумывание заголовков, 4.Составление плана. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний. (слайд 8)
Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.
В классе была проведена анкета по вопросам:
1. Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти? (слайд 9)
Выяснилось, что дети испытывают затруднения при пересказе, при заучивании стихов.
Также было проведено анкетирование среди родителей.
Анкетирование родителей.
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? (слайд 10)
Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных, т.е. вас родителей.
В классе мы провели несколько упражнений на развитие слуховой и зрительной памяти
Практическая работа
Проверка слуховой памяти.
Данная методика позволяет исследовать кратковременную слуховую память.
Стимульный материал: Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности:
куст, зонт, нос, шелк, лес, нож, дом, парта, ручка, сок.
Порядок работы: Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко.
10 баллов — очень высокий – 9ч.
8 баллов — высокий – 6ч.
4 балла — средний – 3ч.
2 балла — низкий – 1ч.
0 баллов — очень низкий – 0ч.
Результаты диагностики
Диагностика зрительной памяти.
Методика 12. «Запомни рисунки»
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов
10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Результаты диагностики
Вы со своими детьми тоже можете развивать память. Какие упражнения можно проводить дома.
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.
Упражнение 1.
Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.
Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.
Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 2.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 3.
Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.
В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4
Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 5.
Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 6. За 20секунд нужно за помнить 10 чисел, написанных на доске, а затем записать те, которые удалось запомнить, например: 43, 12, 31, 81, 72. 15, 4, 96, 10, 37
Для подсчёта результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10
90-100% -отличная память
71-90%-очень хорошая
51-70%-хорошая
31-50- удовлетворительная
Упражнение 7. Повесьте в комнате листок с написанными парами слов. Постарайтесь запомнить попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.
Пилот-посадка
Мостовая – асфальт
Гамма – струна
Бемоль – клавиша
Пропеллер - тротуар
Шум – вода Стол – обед
Мост – река Рубль - копейка
Лес – медведь Дуб - желудь
Дичь – выстрел Рой - пчела
Час – время Гвоздь - доска
Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Упражнение 8 Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.
При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.
Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:
Весёлый праздник сомнение
Радость зависть
Гнев сила воли
Мальчик-трус болезнь
Отчаяние успех
Быстрый человек дружба
Скорость смелый поступок
Печаль справедливость
Вкусный ужин хороший товарищ
Тёплый ветер мороз
Методика кратковременной зрительной памяти Методика Е. Рогова
Даётся таблица с цифрами. Надо постараться запомнить, и потом записать как можно большее количество чисел. Максимальное количество информации- 10 единиц материала. Средний уровень-6-7единиц
15 39 87 23
94 65 78 46
83 19 94 52
№9 Методика долговременной памяти
Читаете 10 слов, например, (стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко) Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле: С=В/А * 100%
Где А – общее кол – во слов;
В – кол – во запомнившихся слов;
С – коэффициент долговременной памяти
75-100% - высокий уровень
50-75% -средний уровень
30-50% - низкий уровень
Ниже 30% - очень низкий уровень
11. Проверка слуховой памяти.
Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
Если в одном – то как удовлетворительная.
Что может помочь вашему ребёнку в запоминании учебного материала?
1.Повторение. Научите ребёнка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя
2.Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям, по общим признакам.
3.Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задаётся вопрос: «Были ли лукошки?»
4.Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.
5.Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы)
Правила тренировки памяти
Ставь цель запомнить надолго
Заучивай с желанием знать и помнить
Тренируй внимание и наблюдательность
Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии литературу.
Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки.
Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день
Начинай повторять до того, как материал начал забываться небольшими частями-
Лучше учить по одному часу 7дней, чем 7часов подряд в один день
Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил»
Вы же не хотите быть таким? Тогда -за дело!
Заключительное слово
Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.
Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Помогите вашим детям улучшить память.
Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи –в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.
Человек без памяти оставался бы вечно похожим на новорождённого.
1. Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Приложение 2
Памятка для учеников по развитию памяти
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил» Вы же не хотите быть таким? тогда – за дело.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
Приложение 3
Задания для проверки памяти (зрительной, слуховой)
1.Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите ещё раз слова, которые вы только что прочли.
Слова: мак, ежевика, лимонад. манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.
(Норма запоминания 8-10 слов)
2.Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.
Слова: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.
(Норма запоминания 8-10 слов)
Приложение 4
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
1.Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
2.Прочтите ребёнку диктант. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте 1-2 слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
3.Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
4.Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Для собрания «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника»
1. Анкетирование учащихся.
- Легко ли тебе заучивать стихи?
- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?
- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?
- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Проверка слуховой памяти.
Данная методика позволяет исследовать кратковременную слуховую память.
Стимульный материал: Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности:
куст, зонт, нос, шелк, лес, нож, дом, парта, ручка, сок.
Порядок работы: Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко.
10 баллов — очень высокий – 9ч.
8 баллов — высокий – 6ч.
4 балла — средний – 3ч.
2 балла — низкий – 1ч.
0 баллов — очень низкий – 0ч.
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________
Анкета для родителей
- Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? _____________
- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? ____________
- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти? ____________


Приложение 1
Памятка для учеников по развитию памяти
- Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
- Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
- Многократно повторяйте заученное.
- Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
- Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
- Запомните фразу из жизни рассеянного человека. «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил» Вы же не хотите быть таким? тогда – за дело.
- Ставьте себе цель запомнить надолго.
Приложение 2
Задания для проверки памяти (зрительной, слуховой)
1.Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите ещё раз слова, которые вы только что прочли.
Слова: мак, ежевика, лимонад. манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.
(Норма запоминания 8-10 слов)
2.Внимательно вслушайтесь в следующие 10 слов. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.
Слова: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.
(Норма запоминания 8-10 слов)
Приложение 3
Упражнения для тренировки памяти учащихся дома
1.Предложите ребёнку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
2.Прочтите ребёнку диктант. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте 1-2 слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.
3.Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
4.Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.