СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Значение памяти в интнллектуалном развитии младшего школьника"

Просмотр содержимого документа
«"Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"»

Тема собрания :«Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)


Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-бинировать и двух идей.

Вольтер.


Задачи собрания:

1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

- Значение памяти в учебной деятельности.

- Методы и приёмы развития памяти ребёнка.


Ход собрания.


Вступительное слово учителя

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.

Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.

- Какое сегодня число? спрашивает у своего друга товарищ.

- Не знаю, - отвечает тот.

- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

- А она вчерашняя!

Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.

Одним из основных свойств личности является память. Сегодня мы с вами поговорим на тему : «Что такое память и как её развивать?»


Память- великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.

Память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Память-способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости спустя какое-то время. (слайд4)


Известный физиолог Грей Уолтер

Память бывает смысловая, слуховая, зрительная.


Большая часть неудачников по жизни стали из-за своей неразвитости памяти.


В младших классах ученики запоминают большое количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приёмами запоминания , они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приёмам запоминания.

Этому способствует : -активная деятельность, деление текста на смысловые части, придумывание заголовков, составление плана В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.


Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

В классе была проведена анкета по вопросам:

1. Анкетирование учащихся.

- Легко ли тебе заучивать стихи?

- Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

- Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

- Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

- Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

- Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?


Выяснилось, что дети испытывают затруднения при пересказе, при заучивании стихов.

Также было проведено анкетирование среди родителей.

Анкетирование родителей.


- - Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала? Да – 9ч. Нет-9ч.

- Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти? Да-12ч.

- Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?


Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных, т.е. вас родителей.

В классе мы провели несколько упражнений на развитие слуховой и зрительной памяти


Проверка слуховой памяти.

Результаты диагностики

Диагностика зрительной памяти.

Результаты диагностики

Вы со своими детьми тоже можете развивать память. Какие упражнения можно проводить дома.


Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 2.

Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3.

Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 0

Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.

пень

лето

клест

зима

пожар

лес

мама

поле

дом

стол







Упражнение 4

Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Упражнение 5.

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 6. За 20секунд нужно за помнить 10чисел, написанных на доске, а затем записать те , которые удалось запомнить, например: 43, 12, 31, 81, 72. 15, 4, 96, 10, 37

Для подсчёта результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10

90-100% -отличная память

71-90%-очень хорошая

51-70%-хорошая

31-50- удовлетворительная


7 .Повесьте в комнате листок с написанными парами слов. Постарайтесь запомнить попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.

  1. Пилот-посадка

  2. Мостовая – асфальт

  3. Гамма – струна

  4. Бемоль – клавиша

  5. Пропеллер - тротуар



Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 0

Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

Весёлый праздник сомнение

Радость зависть

Гнев сила воли

Мальчик-трус болезнь

Отчаяние успех

Быстрый человек дружба

Скорость смелый поступок

Печаль справедливость

Вкусный ужин хороший товарищ

Тёплый ветер мороз


Методика кратковременной зрительной памяти Методика Е. Рогова

Даётся таблица с цифрами. Надо постараться запомнить и потом записать как можно большее количество чисел. Максимальное количество информации- 10 единиц материала. Средний уровень-6-7единиц

15 39 87 23

94 65 78 46

83 19 94 52


9 Методика долговременной памяти

Читаете 10слов, например, (стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко) Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10дней.Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле: С=В/А * 100%

Где А – общее кол – во слов;

В – кол – во запомнившихся слов;

С – коэффициент долговременной памяти

75-100% - высокий уровень

50-75% -средний уровень

30-50% - низкий уровень

Ниже 30% - очень низкий уровень

11. Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

2 5 4 7 1

4 1 6 2 3

5 7 9 3 8

Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.

  • Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.

  • Если в одном – то как удовлетворительная.






Что может помочь вашему ребёнку в запоминании учебного материала?

1.Повторение. Научите ребёнка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя

2.Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям , по общим признакам.

3.Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задаётся вопрос: «Были ли лукошки?»

4.Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.

5.Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы)


Правила тренировки памяти

  1. Ставь цель запомнить надолго

  2. Заучивай с желанием знать и помнить

  3. Тренируй внимание и наблюдательность

  4. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии литературу.

  5. Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки.

  6. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

  7. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день

  8. Начинай повторять до того, как материал начал забываться небольшими частями-

  9. Лучше учить по одному часу 7дней , чем 7часов подряд в один день

  10. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил»

Вы же не хотите быть таким? Тогда -за дело!


  1. Заключительное слово учителя.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.

Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

Помогите вашим детям улучшить память.

Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи –в таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

Человек без памяти оставался бы вечно похожим на новорождённого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!