СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родная (кумыкская) литература 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родная (кумыкская) литература 4 класс»


4 класс (34 часа)

1-2

Мени элим (Моя Родина)


Къумукъ тюз (Кумыкская равнина). Й. Къазакъ. Не билейим, юз дынкъы бар ханланы (Как я мог предвидеть коварство ханов). Аткъай. Йырлап Й. Къазакъны утгъан яшны гьакъында (О том, как мальчик пением выиграл И. Казака). М. Атабаев. Таш улан (Каменный мальчик). А. Акъаев. Таргъу (Тарки). Таргъуну тарихинден (Из истории Тарки). Эндирейни тарихинден (Из истории Эндирея). Магьаммат Аваби Акъташи ва ону «Дербент-наме» деген китабы. (Магомед Аваби Акташи и его книга «Дербент наме»). А. Исмайылов. Тарихлерде алтын языв хаты бар...(В истории записано золотыми буквами). М. Атабаев. Дагъыстаным. (Мой Дагестан). К. Казимов. Чолпан тувду. (Венера взошла). А. Жачаев. Айт, не болду ата юртгъа баргъаным? (Скажи, что стало от того, что я побыл в селе?)


Сочинение: «Мое село».


Для заучивания наизусть:

М. Атабаев. Дагъыстаным. (Мой Дагестан).


Внеклассное чтение: А. Меджидов. Гек ахшамлар. (Синие вечера).

2

Ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», иллюстрации). Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе. Выборочное чтение. Чтение наизусть. Выразительное чтение: выделение, подчеркивание голосом повторяющихся звуков при наличии звукописи; передача настроения, эмоционального тона.

На основе названия текста определять его содержание. Определять тему и главную мысль произведения. Делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно. Находить и различать средства художественной выразительности в произведениях (сравнение, олицетворение, эпитет).

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи иххудожественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Определять значения слов в художественной речи.

Читать стихотворение наизусть.

Определять главную мысль произведения, смысловые связи в тексте.

3-4

Халкъ авуз яратывчулугъу

(Устное народное творчество)


Халкъыбызны алтын хазнасы (Золотой клад нашего народа). Кумыкские народные сказки: Яхшы уланны еммагъы (Сказка о хорошем парне). Тюлкю, берю ва аюв (Лиса, волк и медведь). Агъа-ини (Братья). Энемни къозу (Орехи ведьмы).

Айтывлар ва аталар сезлери (Пословицы и поговорки).

Чечеген еммакълар (Загадки). В. Атаев. Чечеген еммакълар. (Загадки).


Внеклассное чтение: Аяв Акавов. Еммакълар. (Сказки).


2

Выделять части текста и озаглавить части в заданной речевой форме; пересказывать фрагменты текста; выделять сходства и различия при сопоставлении произведений разных жанров.

Пользоваться словарем пословиц и поговорок.

Обратить внимание на язык сказок (образные слова и выражения, уменьшительно-ласкательные слова, разговорная лексика, слова-синонимы); объяснить прямые и переносные значения слов и выражений.

Давать характеристику героям сказок; сравнивать характеры героев одной и разных сказок; выявлять авторское отношение к герою.

Осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

Различать сказки народные и литературные.

5

Уьягьлю. Ана тил

(Семья. Родной язык).


А. Гьамитов. Ананы сююгюз (Любите маму). И. Керимов. Абам (Моя бабушка). А. Гьажиев. Анамны генгюревю (Напевы моей мамы). В. Атаев. Гиччи болгъаным таман (Хватит мне быть маленьким).


Для заучивания наизусть:

А. Гьамитов. Ананы сююгюз (Любите маму). А. Гьажиев. Анамны генгюревю (Напевы моей мамы).


Внеклассное чтение: М. Минатуллаев Генгюревлер. (Напевы).

1

Определять тему и главную мысль текста. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. Находить в тексте эпитеты, метафоры сравнения и олицетворения; находить в тексте признаки описания.

Читать стихотворения наизусть.

Формулировка выводов, основанных на содержании текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру. Определять значения слов в художественной речи.

6

Ана тилим – къумукъ тил

(Мой родной язык – кумыкский язык)


А. Акъаев. Ана тилибиз (Наш родной язык). А. Жачаев. Мен къумукъман (Я кумык). Гьакъыллы яш. (Умный мальчик). Б. Магьамматов. Ким табар (Кто найдет). В. Атаев. Булай да бола (И так бывает). Айтывлар (Пословицы).


Для заучивания наизусть:

А. Акъаев. Ана тилибиз. (Наш родной язык). А. Жачаев. Мен къумукъман. (Я кумык).


Внеклассное чтение: А.Жачаев. Ана тил — алтын хазна. (Родной язык — золотая кладь).


Проект: «Ана тилинг аяп бил» («Умей ценить родной язык»).

1

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения.

Читать стихотворения наизусть.

Выявлять речевые особенности художественного произведения (образные слова и выражения, уменьшительно-ласкательные слова, слова-синонимы).

Осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам; бегло, выразительно читать текст.

Участвовать в реализации проекта «Умей ценить родной язык».

Расширять кругозор в области кумыкского языка.

Активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со словами из разных тематических групп.

Развивать интерес к глубокому изучению кумыкского языка.

7

Яй ва гюз

(Лето и осень)


А. Сулейманов. Девюрню романтикасы (Романтика эпохи). М. Сатиев. Яй (Лето). А. Гьажиев. Будай (Пшеница). А. Гьажиев. Яй ва гюз. (Лето и осень). Ж. Закавов. Гюз (Осень). Ш. Албериев. Гюзде (Осенью). Айтывлар (Поговорки).


Для заучивания наизусть:

А. Гьажиев. Будай. (Пшеница).

1

Определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

Находить в тексте средства выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафору.

Воспринимать красоту родной природы, воспетой поэтами; описывать эмоциональный тон произведения; определять роли выразительных средств в анализируемых произведениях.

Определять тему пословиц и поговорок и ситуации, в которых они используются.

Определять значения слов в художественной речи.

Читать стихотворение наизусть.

8-9

Адат. Къылыкъ. Тарбия

(Обычаи. Характер. Воспитание)


А. Акаев. Къылыкъ китап (Книга о характере). Яхшы къылыкъланы баяны (Разъяснения по поводу хорошего поведения). К. Казимов. Адамлыкъ (Человечность). Ш. Альбериев. Тон ва тапанча (Шуба и пистолет). Айтывлар ва аталар сезлери (Пословицы и поговорки).


Сочинение: «Добрый поступок».

2

Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно.

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Определять тематику пословиц и поговорок.

Определять значения слов в художественной речи.

Развивать связную речь, обогащать словарь.

10-11

Табиат. Жан-жанывар (Природа. Животные)


В. Атаев. Табиат (Природа). К. Абуков. Аювлар булан бетге бет (С медведями лицом к лицу). А. Акаев. Сюлюк ва йылан (Пиявка и змея). И. Тургенев. Жымчыкъ (Воробей. Перевод. М.-С. Яхьяева). А. Токъай. Къартайгъан арслан (Старый лев. Перевод А.Акъаева). Акъ гегюрчюн (Белый голубь). И. Керимов. Кирпини хабары (Рассказ о ежике). А. Межитов. Сююнч (Радость). Ж. Керимова. Инени гезю чакъы яхшылыкъ (Маленькое добро). А. Акавов. Берюню де, тюлкюню де инге салгъан порсукъну хабары (Рассказ о барсуке, который загнал волка и личу в нору). Къаз пайлав (Дележ гуся) Р. Устарханова. Къарабаш ва авзу къара (Карабаш и черный рот). Айтывлар ва аталар сезлери (Пословицы и поговорки).


Внеклассное чтение: К. Султанов. Тюлкюню хабары (Рассказ о лисе).

2

Соотносить иллюстрации, их сюжет с соответствующим фрагментом текста или сосновной мыслью (чувством, переживанием), выраженным в тексте.

Находить и различать средства художественной выразительности в произведениях (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора).

Читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи иххудожественных особенностей, выражения собственного отношения.

Нарисовать любимых животных и растений, составить с ними предложения. Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы о животных т растениях.

Читать стихи наизусть. Называть птиц, обитающихся в ваших краях и любимого вами домашнего животного. Объяснять, за что вы его любите.

Характеризовать героя сказки (положительный или отрицательный). Описывать героя. Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации.

Воспринимать красоту родной природы, воспетой поэтами; описывать эмоциональный тон произведения; определять роль выразительных средств в анализируемых произведениях.

Самостоятельно делить тексты на смысловые части; составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания.

12

Къурдашлыкъ. Дослукъ.

(Товарищество. Дружба).


У. Буйнакскийни яш заманындан хабарлар (Рассказы о детстве У. Буйнакского). Мен оьлюмден къоркъмайман (Я не боюсь смерти). М. Атабаев. Мени къурдашларым (Мои друзья). А. Гьажиев. Досланы давлашыву (Ссора друзей). А. Акъаев. Къурдашлары кеп буса (Когда друзей много). Б. Магьамматов. Этсе болур давалар. (Если сделать, будут и комолые). А. Мамаев. Яшлыкъ булан елугъув. (Встреча с детством). Айтывлар ва аталар сезлери. (Пословицы и поговорки).


Для заучивания наизусть:

Б. Магьамматов. Этсе болур давалар (Если сделать, будут и комолые).


Внеклассное чтение: З. Атаева. Къурдашлар къыйынлы гюн табула. (Друзья познаются в трудные дни).

1

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Анализировать заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, метафору).

Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Находить в тексте слова и выражения, характеризующие героя и событие.

Рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво»,

употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях.

Читать стихотворение наизусть.

Высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Находить языковые средства, использованные автором.

13

Къыш ва язбаш

(Зима и весна)


А. Гьажиев. Къышда орман (Зимний лес). И. Керимов. Къышда (Зимой). Б. Магьамматов. Атъялман (Белка). И. Исаев. Сыйырткъычны сююнчю (Радость скворца). Сен билемисен? (А ты знаешь?). А. Акъаев. Рагьмулу тав (Добрая гора). Р. Устарханова. Апрель (Апрель). Р. Устарханова. Май (Май). Айтывлар ва аталар сезлери. (Пословицы и поговорки). Чечеген еммакълар. (Загадки).


Для заучивания наизусть:

Р. Устарханова. Май. (Май).


Внеклассное чтение: Устарханов Агьмат. Ахшам ай тувгъанда. (Вечером, когда Луна взошла).

1

Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока впроцессе его изучения.

Формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целямитемы.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выборслов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Читать выразительно диалоги из текста.

Определять тематику пословиц и поговорок, отгадать загадки.

Находить в тексте средства выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафору.

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в писательской речи.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Определять значения слов в художественной речи.

14

Адамлар сыналагъан гюнлерде

(Когда люди испытываются)


М. Атабаев. Къоркъмас Жалал. (Коркмас Джалал). Б. Магьамматов. Алтав (Шестеро). А. Исмайылов (Абдулхаким Исмаилов). А. Соловьев. Марат Темирбеков. Марат Темирбеков ким болгъан? (Кем был Марат Темирбеков?) Гелиняр (Гелиньяр). А. Гьажиев. Парахатлыкъ (Мир). М. Атабаев. Аталар. (Отцы).


Сочинение: «Друзья познаются в беде».


Для заучивания наизусть:

М. Атабаев. Къоркъмас Жалал. (Коркмас Джалал). М. Атабаев. Аталар. (Отцы).

2

Подробно пересказывать текст с определением главной мысли фрагмента, выделять опорныхе или ключевые слова, озаглавливание. Делить текст на части, определять главную мысль каждой части и всего текста, Выявить речевые признаки разных видов повествования; объяснить значения слов и выражений; наблюдать за ритмом стихотворения.

Читать стихотворение наизусть.


Загьмат – байлыкъны булагъы

(Труд – богатства родник)


А. Акъаев. Сыйыр бизге не бере? (Что нам дает корова?). М. Хангишиев. Чубурув бойларда (На скотопрогоне). А. Межитов. Туварчы булан лакъыр (Разговор с пастухом). Ж. Керимова. Адам. (Человек). А. Сулейманов. Айтывлагъа аркъа таяп. (Опираясь на пословицы). М. Ягьияев. Загьматны экмеклери. (Трудом заработанный хлеб). Айтывлар (Поговорки).


Внеклассное чтение: Гьажиев Анвар. Дарай кепюр. (Шелковый мост).


Проект: Къумукъланы загьмат булан байлавлу айтывлары («Кумыкские пословицы и поговорки о труде»).

1

Пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное. Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц.

Находить в тексте средства выразительности: синонимы, антонимы, эпитеты, сравнения.

Анализировать образные слова и выражения; выделить речевые признаки повествования от первого лица; определить значения слов в тексте. Систематизировать знания, закрепить отрабатываемые умения.

Аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному.

Участвовать в написании проекта.

Знать кумыкские пословицы и поговорки о труде.


Маданият ва инчесаният

(Культура и искусство)


А. Гьажиев. Къапиялы сезге къарыв екъ (Рифмованному слову нет преград). Инчесаниятыбыз. (Наша культура). А. Гьажиев. Гюлкъыз ва гюн (Гюлкиз и солнце). Ш. Алишева. Барият Муратовагъа (Барият Мурадовой). Т. Бийболатов. Музыка ва театр (Музыка и театр). Т. Бийболатов. Йыр – юрекни къомузу (Песня – кумуз сердца). Ж. Керимова. Еллар (Дороги). Р. Къарамурзаев. Яшлагъа насигьатларым (Мои наставления детям).


Сочинение по материалам экскурсии.


Внеклассное чтение: И. Керимов. Мусалавну хабарлары. (Рассказы Мусалава).

1

Строить устный монолог в форме рассказа (описание).

Находить использованные в тексте образные средства; объяснять значения слов и выражений; подбирать синонимы; использовать новые слова. Выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Выразительное чтение: передача эмоционального тона стихотворения, настроения. Декламация.

Определить значения слов в художественной речи.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Контроль и оценка своей работы.

Постановка целей на следующий этап обучения.