Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
«Роль семьи в формировании личности ребенка. Психологическая поддержка семьи особого ребенка »
Педагог-психолог ОЦДиК: Луговская Юлия Викторовна
«Это мало сказать, что я потеряла почву под ногами, когда мне сказали, что.... Долго мне объясняли причины, а я чувствовала только одно – моя прежняя жизнь закончилась…
Мне казалось, что все смотрят на меня как на неполноценную. Я такой и стала вместе с ним, с этим ребенком. Я, конечно, люблю его, но это любовь-жалость, любовь-тоска…»
Маргарита Б.
Ребенок с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
- Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273). Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
- Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181). Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Стадии
авторитарный тип
1.
2. Гнев
Отрицание
Если застревание на этой стадии, очень трудно
невротический тип
В большинстве случаев
перейти на другую стадию. (Совместная диагностика;
Чаще всего застревание на этой стадии. Не желание
психосоматический тип
3. Торг
легкая переориентация с
веские аргументы; перспективы ребенка, если
признавать трудности, из- за не способности их
4. Горе
Обычно адекватно воспринимает
Застревание на этой стадии
Быстрый переход в
Застревание на этой
5 .П р иня ти е
Если удается перейти на эту стадию, то легко переходит на следующую.
чаще всего, не может перейти на следующую стадию, так как не позволяет себе горевать, плакать, показывать свою слабость.
следующую стадию.
не прилагать усилия; совет
«кто виноват» на «что делать».
аргументированную информацию и переходит на следующую стадию.
быстрый переход в следующую стадию.
преодолевать. (Возможно, с согласия родителя,
стадии из-за склонности винить себя и замкнутости.
очень авторитетного специалиста).
Принятие может и не произойти
Чаще переход в следующую стадию не
привлечение других
Застревание на этой стадии из-за неумения видеть перспективу
членов семьи, близких для активизации родителя).
затруднен
Застревание на этой стадии из-за перенаправления проблемы на себя
Особенности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания детей.
В семье, воспитывающей особого ребенка, горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи.
В. В. Ткачева выделила три типа родителей , воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Существует несколько портретов родителей детей с ОВЗ (по В.В.Ткачёвой)
1. Авторитарный тип
2. Невротический тип
3. Психосоматический тип
авторитарный тип
трудности
Активная жизненная позиция,
руководствуется своими собственными убеждениями, а не рекомендациями специалистов.
- неумение сдерживать свой гнев и раздражение,
Свойственно стремление преодолевать проблемы, направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Создают родительские ассоциации и общества. Упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка.
импульсивность собственных поступков, склонность к ссорам и скандалам;
- противопоставление себя социальной среде ( с п е ц и а л и с т ам , п е д а г ог ам , адм ин и с т р ац и и ,
родственникам, якобы не принявшим их ребенка;
- в отношениях с ребенком могут использовать д о с т а т о ч н о ж е ст к и е ф о р м ы в за и м о де й ст в и я , в плот ь д о
холодности или отстраненности от его проблем;
- н е пр ия т и е ин д ив и д у а ль н о ст и р еб е н к а в ц е л о м , от к а з у замечать особенности в развитии ребенка;
- в ы д в и г а ю т н ер е а ль н ы е т ре б о в а ни я к с в о ем у ре бе н к у ,
н е со о тв е т ст в у ю щ и е е г о в о з м о жн о с т я м , н е пра в и л ь н о е понимание возможного пути развития больного ребенка;
- настойчивое стремление всегда ориентироваться т о л ь к о н а с в ои л и ч н о с т н ы е ж и з н е нн ы е у с т а н овк и , ч т о
не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.
невротический тип
Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические,
трудности
тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных
- большие трудности в принятии проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению;
- не понимают того, что некоторые
жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. У части таких
- стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них,
недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной бездеятельности;
родителей постоянно сохраняется тревожный
которые он может решить собственными силами;
- у до в лет в о р я ю т с я те м , ч т о ре бе н о к обучается делать что-то сам, и считают,
фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.
что большего от него ждать нечего;
- стремятся скрыть дефект ребенка и выдать желаемые результаты развития за
действительные;
- гиперболизируют проблемы своего
р ебе н к а , о т ри ц а ю т в о з м о жн о сти разрешения хотя бы их части.
психосоматический тип
трудности
Эти родители эмоционально более лабильны. Им свойственны частые смены полярных настроений.
Отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых.
- проблема ребенка переживается ими изнутри;
В большинстве случаев ведут себя
- с т рем л е н и е « п о л о ж и ть с о бс т в е н н о е здоровье на алтарь жизни своего ребенка»;
корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность.
- зачастую сами становятся специалистами д л я с о бс т в е нн о г о ре б е н к а , а к т ивн о в к л ю ч а я с ь в е г о ж изнь : п о вы ш а ю т с в ой о б р а з о в а т е л ь н ы й у р о в е н ь , ме н я ю т профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.
На сегодняшний день специалистами социальных служб определяются следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида :
- неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
- незнание юридических и правовых норм;
- нарушение социального статуса семьи. В частности, более 30% семей (являются социально неблагополучными (детей воспитывает один родитель, опекун и т. д.);
- жилищные и материальные проблемы;
- полная или частичная изоляция от общества ребенка-инвалида;
- нарушения психологического климата в семье.
Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ
ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО
РЕБЕНОК И УЧЕБА
СТРАХ
ОБИДА
УСТРОЙСТВО НА РАБОТУ
ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Принимающие родители
Авторы книги «Особые семье, особые дети» М. Селигман и Р.Б. Дарлинг говорят о том, что родители, принимающие ребенка с диагнозом:
- способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;
- способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением к его самостоятельности;
- родители способны к сотрудничеству со специалистами — составлять краткосрочные и долгосрочные планы;
- у родителей имеются личные интересы, не связанные с ребенком;
- они способны наказывать ребенка при необходимости, не испытывая чувства вины;
- родители не проявляют к ребенку гиперопеки или чрезмерной строгости.
Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.
Алгоритм консультирования родителей детей с ОВЗ.
- этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
- этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.
- этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка.
- этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств.
- этап: формулирование специалистом реальных проблем, существующих в семье.
- этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
- этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму.
- этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые специалистом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.
- этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.
Специалист беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым. На этом этапе у специалиста формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.
3 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.
На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Специалист проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.
Цели психолого-педагогического обследования ребенка включают :
- определение характера и степени нарушений у ребенка;
- выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной,
коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка;
- оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям специалиста или близких.
4 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком.
Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.
Но, кроме опроса, бывает необходимо провести еще и психологическое обследование родителей и их взаимоотношений!
Предложение специалиста о проведении обследования самих родителей вызывает у отдельных родителей негативную реакцию.
Необходимо объяснить, что диагностика родителей - дело добровольное и они вправе от нее отказаться. Но тогда вряд ли удастся
определить причины внутрисемейных проблем и затем их разрешить.
Специалист доказывает родителям важность психологического изучения атмосферы, в которой ребенок живет дома. Он мягко, но настойчиво убеждает родителей в необходимости их участия в диагностическом обследовании.
На этом этапе может помочь социальный педагог ОО.
- этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем .
Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Специалист уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача специалиста заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы. Он подсказывает родителям возможный выход, а в случае неверной трактовки проблемы стремится убедить в неправильности их собственной позиции.
- этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер:
- выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида образовательной организации;
- организация коррекционной работы в домашних условиях;
- выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам;
- формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми;
- изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.
7 этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
Необходимо учитывать, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной специалистом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда.
У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.
При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика специалиста . Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика специалиста во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:
- установлением контакта на уровне «обратной связи»;
- коррекцией понимания родителями проблем ребенка;
- коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
При необходимости важнейшим условием конструктивного взаимодействия специалиста с семьей становится пролонгированное консультирование. Оно может длиться столько времени, сколько это необходимо семье, т. е. два, три сеанса, а иногда и более. В некоторых особо сложных случаях консультирование постепенно переводится в стадию психологического сопровождения семьи.
Правила речевого этикета
Педагоги должны употреблять слова и понятия, которые не создают негативных стереотипов.
Например, не рекомендуется говорить «дети-инвалиды», «школьники- инвалиды» , правильным будет употребление фраз «дети с инвалидностью», «дети с особыми образовательными потребностями».
Человек в инвалидной коляске . Слово «колясочник» – приемлемо в среде общения людей с инвалидностью.
Не рекомендуется говорить «слабоумный», «ребёнок с задержкой в развитии» , лучше говорить «ребёнок с особенностями развития».
Нельзя говорить – «ребенок с болезнью Дауна » , «даун», «даунята».
Рекомендуется - « Человек с синдромом Дауна», « ребенок (дети) с синдромом Дауна».
Нельзя говорить - « эпилептик » , « припадочный » , « страдающий эпилептическими припадками » . Лучше сказать - « ребенок с эпилепсией » .
Вместо глухой, слепой – инвалид по слуху, зрению.
Существует «Десять общих правил этикета, составленных людьми с инвалидностью», с которыми мы рекомендуем познакомиться всем специалистам Службы ППиМС обеспечения ОО.
https://perspektiva-inva.ru/files/uchastie-ooi-v-razvitii-io%5B1%5D.pdf
Правила эффективного взаимодействия с родителями детей с ОВЗ:
- Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. При беседе с ним создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем – лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Хорошо обдумайте то, что вы услышали от родителей.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов.
- Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
- Если педагог (воспитатель) в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, то он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
- Если родители принимают активное участие в жизни группы и образовательного учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом (воспитателем)
и администрацией.
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с ОВЗ
Дети с детским церебральным параличом (НОДА). Психику родителей детей с ДЦП фрустрируют двигательные и сопутствующие психические расстройства: речевые и интеллектуальные.
Дети с речевой патологией . Нарушение речи и ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях.
Дети с сенсорными нарушениями. Для родителей детей с сенсорными расстройствами, которые сами не страдают подобными дефектами, нарушения слуха или зрения у ребенка, или обоих анализаторов одновременно, являются фрустрирующим препятствием к установлению с детьми естественного контакта и межличностных связей.
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с ОВЗ
Дети с сенсорными нарушениями (слух):
В группе родителей детей с нарушением слуха можно выделить две категории.
Родители, страдающие нарушением слуховой функции
Родители с нормальным слухом
Препятствие к установлению естественного социального контакта и межличностных связей
Не испытывает особых переживаний в силу идентефикации нарушений ребенка с их собственными
Искажение внутрисемейных отношений и родительских позиций
Особенности внутрисемейных условий, в которых воспитываются дети с ОВЗ
Дети с задержкой психического развития и выраженными психопатоподобными формами поведения. Особое напряжение и повышенное внимание у родителей детей с ЗПР вызывают проблемы, связанные с усвоением учебного материала, личностная незрелость, патология поведения и соматической сферы, трудности коммуникативного характера, высокая возбудимость и гиперактивность детей.
Дети с умственной отсталостью . Интеллектуальный дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей тяжелым и длительным психотравмирующим фактором.
Дети с аутизмом . Фактором, травмирующим эмоциональный статус родителей аутичного ребенка, является
нарушение у него способности к установлению адекватного контакта с окружающим
социумом и с ним лично.
Особенности внутрисемейных условий
****
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: легко возбудимы и чрезмерно активны, что вызывает у родителей повышенное внимание и напряжение. Это приводит к истощению психического состояния и энергетического потенциала родителей.
Модели семейного воспитания:
- Гиперопека;
- Противоречивое воспитание;
- Воспитание по типу повышенной моральной ответственности;
- Авторитарная гиперсоциализация;
- Воспитание «в культе болезни»;
- Модель «симбиоз»;
- Модель «маленький неудачник»;
- Гипоопека;
- Отвержение ребенка.
По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ОВЗ, можно дифференцировать на четыре группы:
Первая группа: (родители с выраженным расширением сферы
родительских чувств.)
Характерный стиль воспитания:- гиперопека.
Стиль поведения взрослых членов семьи:
- сверхзаботливое отношение к ребенку.
- мелочная регламентация образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребенка.
- ограничение от социальных контактов.
Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей – одиночек.
По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ОВЗ, можно дифференцировать на четыре группы:
Вторая группа:
Характерный стиль общения – холодное общение:
- гиперпро текция (повышенный контроль, защита при отсутствии реальной опасности, удерживание около себя, «привязывание» детей к своему настроению и чувствам, обязывание поступать определенным способом);
- снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком;
- проекция на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств.
Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из нее, который избирает семья.
По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ОВЗ, можно дифференцировать на четыре группы:
Третья группа:
Характеризуется стилем – сотрудничества.
Конструктивная и гибкая форма взаимных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности.
Как образ жизни, такой стиль возникает при:
- вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы.
- последовательном осмыслении необходимого объема помощи.
- развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.
По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ОВЗ, можно дифференцировать на четыре группы:
Четвертая группа:
Стиль семейного воспитания – репрессивный.
Характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию.
Как образ отношений проявляется в:
- пессимистическом взгляде на будущее ребенка.
- постоянном ограничении его прав.
- жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается.
В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей . За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям .
Основная задача
- Задача и цель специалиста Службы психолого- педагогического и медико-социального обеспечения - научить родителей принимать своего ребенка с тем небольшим запасом возможностей, который он имеет от природы, а также использовать этот ресурс максимально эффективно для жизни. Научить родителей не сравнивать своего ребенка с сидящим рядом одноклассником, радоваться тем малым успехам, которые кажутся обычным людям незначительными и малозаметными, но являются грандиозными достижениями ребенка.
- Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между ОО и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и ОО.
Техники работы с родителями
Техника «Идеальный ребенок»
- Направлена на принятие ребенка и на поиск ресурсов. Родителям предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. На лист бумаги вписываются качества идеального ребенка.
Идеальный ребенок (качества)
Какие чувства вы испытываете, если ребенок не такой?
Сколько % этого качества у ребенка с нарушением
Ресурс
Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не такой? Почему именно эти качества представляют для родителя представляют ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок?
Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать идеалу?
По ходу обсуждения уточнениям: Действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент? Выходим на то, что ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку.
Техника «Шкальных оценок»
Работа с ожиданиями
Худший вариант развития событий – 0, самый лучший – 10.
Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема. Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. И решить, что надо делать, чтобы изменить ситуацию. Позволяет сравнить не с кем-то, а с самим собой.
Техника «Терапия успехами»
Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало учебного года, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.)
Вторая часть – как сейчас.
Позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой. И увидеть прогресс.
Техника «Родительское сочинение» О.А. Карабанова Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и историю развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя».
Базовые темы: «Мой ребенок» и «Я как родитель».
Для уточнения истории развития ребенка тема «История жизни моего ребенка»; для анализа родительской позиции - тема «История моего материнства (отцовства)»; для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания «Каким я хочу воспитать моего ребенка».
Тема сочинения задается в открытой форме, без конкретизации содержания.
Время написания сочинения не ограничивается.
При интерпретации сочинения учитываются 3 группы параметров:
- поведение родителя в процессе выполнения задания;
- формальные показатели;
- содержательные показатели.
- - особенности принятия задания (отказы, пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; речевой комментарий; время выполнения задания и т.п.)
- - особенности принятия задания (отказы, пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; речевой комментарий; время выполнения задания и т.п.)
- - объем сочинения; форма, язык и стиль повествования - соответствие сочинения заданной теме; соотношение 3 планов сочинения -
- - объем сочинения; форма, язык и стиль повествования
- - соответствие сочинения заданной теме; соотношение 3 планов сочинения -
«ребенок», «родитель», «наши отношения ».
Рекомендации к организации занятий с детьми ОВЗ в условиях дистанционного обучения
- Самое основное – это выстраивание взаимодействия с родителями. Не будет общения – не будет и эффективности занятий, т.к. в условиях дистанционного обучения родитель заменяет педагога, подсказывает и научает выполнению заданий.
- Подберите наиболее подходящее время для занятий вам, ребенку и его родителю. Не обязательно это может быть первая половина дня.
- Сами занятия строятся по принципу ПРОСТОТЫ и ДОСТУПНОСТИ. Ваша задача на
период ДО - поддержать имеющийся уровень уже освоенных знаний и навыков.
- Выстраивайте свои задания на повторах пройденного материала, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новым методам работы.
- Уделяйте внимание развитию крупной моторики, а именно физкультминуток, поворотов, разминок, телесно – ориентированных упражнений (простых и понятных для родителя и ребенка!).
- Уделяйте внимание развитию мелкой моторики, а именно кинезиологическим упражнениям, пальчиковым играм.
- Развивающие упражнения должны предполагать односложный ответ (на первых порах,
пока ребенок адаптируется!!) Далее упражнения усложняются.
- Развивающие упражнения в виде флеш-игр или презентации! Пусть дети отдохнут от тетрадей и чёрканий на листах, использовать альтернативные способы донесения информации!
- Обращайте внимание на своё выступление: речь должна быть четкой, мягкой, сопровождаться жестикуляцией при объяснении задания. Повторяйте инструкцию несколько
раз мед – лен – но!
- Лучше выберите поддерживающую модель обучения!
Правила эффективного взаимодействия педагога, воспитателя с семьями детей с ОВЗ:
- Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. При беседе с ним создайте необходимые условия для общения.
- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем – лучше договоритесь о встрече в другой раз.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
- Не спешите с выводами! Хорошо обдумайте то, что вы услышали от родителей.
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов.
Правила эффективного взаимодействия педагога, воспитателя с семьями детей с ОВЗ (продолжение):
7. Каждая встреча с семьей ребенка должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
8. Если педагог (воспитатель) в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, то он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
9. Если родители принимают активное участие в жизни группы и образовательного учреждения, их усилия должны быть отмечены педагогом (воспитателем) и администрацией.
Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии:
- Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
- Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык за долго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
- Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
- Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии (продолжение):
- Побуждайте ребенка двигаться или тянуть, стараясь достать то, что он хочет.
- Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
- Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
- Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя (воспитателя). Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка – важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
- Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.
Спасибо за внимание!