учебник «Окружающий мир» 2 класс,2 часть. А.А. Плешаков;
физическая карта России, цветные карандаши, мультимедийный проектор.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный момент (самоопределение деятельности) | Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству | Приветствие, создание рабочей атмосферы. | Добрый день, класс. Как настроение? У всех на столе лежат рабочие принадлежности? | Приветствуют учителя, проверяют своё рабочее место и наличие принадлежнос-тей. | Доброжелательный настрой учителя и учащихся, полная готовность класса к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Наблюдения учителя. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Проверка домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания; Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. | Фронтальный опрос | Ребята, давайте вспомним, какие явления в природе происходят весной? Что относится к явлениям неживой природы? Что такое ледоход? Половодье? Капель? Оттепель? А что относится к явлениям живой природы? Какие птицы прилетают в наш край весной? Какие растения зацветают первыми в нашем краю? | Отвечают на вопросы. | Проверка знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении | Наблюдение за ответами учеников. Оценивание. |
| | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока Создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. | Беседа | Чтоб приступить к новой теме, предлагаю вам отгадать загадку. Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. Ребята, как вы думаете, что это? А как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Вывешиваю карту России. | Отвечают, что это карта. Россия Предполагают | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
3 | Постановка учебной задачи. | Определить цель урока. | Настроить на изучение новой темы. | Мы сегодня будем говорить о России на карте. На этом уроке мы узнаем, что же такое карта, как выглядит на карте наша страна, научимся читать карту, правильно показывать объекты на карте. Узнаем об условных знаках на карте. | Слушают | Формулировка целей урока вместе с учащимися; понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
4 | Открытие нового знания | Раскрыть цель урока. | Объяснение нового материала. | Обратите внимание, я вывесила карту нашей страны. Так что же такое карта? Итак, карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Встать у карты Ребята, обратите внимание на то, как я стою у карты. Я стою справа от карты, не закрываю ее собой. В руку взяла указку, чтобы показывать вам, что изображено на карте. Показывать я вам буду объект, а не надпись, а название объекта буду говорить четко. Обратите внимание, все, что изображено голубым цветом – водоемы. Как вы думаете, а что изображено зеленым, желтым цветом на карте? На равнинах есть низменности и возвышенности, низменности обозначаются зеленым цветом, а возвышенности желтым. А коричневым? Чем выше горы – тем они темнее изображены на карте. Карта, которую мы сейчас видим, физическая, потому что на ней изображены разные формы поверхности земли – горы, равнины, а так же водоемы – реки, озера, моря и океаны. Существуют также политические карты, на которых изображены страны, климатические карты, на которых изображены климатические особенности территории. Разновидностей карт много, о них вы узнаете позже, а сейчас возвращаемся к нашей физической карте России. Предлагаю отправиться в путешествие по нашей карте в разные уголки страны. Но для начала определим стороны горизонта на карте: север у нас находится сверху, юг находится снизу, запад – слева, а справа – восток. 1. Обратите внимание на доску – на ней изображены белые медведи во льдах Северного Ледовитого океана. Оно находится на севере нашей карты. 2. На второй картинке у нас изображено охотское море. Оно находится на востоке. 3. Это черное море, находится оно на юге нашей страны. И наш край, Адыгея, тоже находится на юге. 4. Следующая картинка – Уральские горы располагаются у нас с севера на юг, через западную часть России. 5. Река Волга берет свое начало в Тверской области и впадает в Каспийское море. 6. А это тайга Западной Сибири. 7. И последнее изображение – вулканы на Камчатском полуострове. Как я сказала ранее, на карте есть не только водоемы и формы земной поверхности, а так же условные обозначения. Обратите внимание на доску – на ней изображены эти условные знаки. Столицей нашей страны является какой город? Правильно. На карте она обозначается жирной точкой, города маленькой точкой. Граница страны изображена красной линией. Она отделяет нашу страну от других на карте. Граница по воде обозначается темно-голубой линией. Реки обозначаются голубой линией, озера – голубыми пятнами на карте, каналы тонкой линией со штриховкой, а болота – штриховкой. | Предлагают свои ответы. Слушают Отвечают – равнины Горы Слушают Москва Слушают | | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу |
5 | Физминутка | | Снятие стресса. | Читаю стих. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.) Ветер тише, тише, тише, ( Присесть, спина прямая.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.) | Слушают и выполняют | | |
6 | Закрепление новых знаний и способ действий | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действия; Обеспечить в ходе закрепления материла повышенного уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания. | Объяснение заданий в рабочей тетради. | Отдохнули? №1 Теперь приступим к работе в рабочих тетрадях. Открываем страницу 34, смотрим на номер 1. Вам нужно взять цветные карандаши и с помощью учебника (с. 95) изобразить условные знаки. №2 Поднимите ручку, кто сделал 1 задание. Смотрим на номер 2. С помощью карты вам нужно найти реки (реки подписаны синим цветом на карте), равнины, горы, моря, города, острова, полуострова. По 2 примера, например в первом вы напишете Волга, Ока. Обратите внимание на то, что все названия пишутся с большой буквы. №8 Нужно подписать условные знаки. На помощь придет страница 95 учебника. №9 Предлагаю детям найти озеро Байкал на карте. Ребята, где расположено озеро – в горах или на равнине? | Работают по рабочим тетрадям. | Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; самостоятельность учащихся в выполнении заданий; углубление знаний и способов действий учащихся. | Контроль деятельности учащихся. |
7 | Подведение итогов урока Рефлексия | | Беседа, опрос. | Урок подходит к концу. Что вы узнали нового на уроке? Что такое карта? Как определить стороны горизонта на карте? Как обозначаются горы на карте? А равнины? | | | |
8 | Домашнее задание | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | Открываем дневник, записываем домашнее задание: Р.т. – с 34-35, №3, 4 Рассмотреть физическую карту России. Всё понятно? Урок окончен, спасибо вам. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем | Контролирует деятельность учащихся. |