СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП и КТП "Основы смыслового чтения. Функциональная грамотность" 9 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП и КТП "Основы смыслового чтения. Функциональная грамотность" 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск





РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________________________

Белова И.С.

Протокол № 1 от «29» 08 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шелохаева В.А

Приказ № 309-од от «30» 08 2023 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы смыслового чтения»

для обучающихся 9 класс







2024-2025 учебный год














село Синегорск, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» (для обучающихся 9 класса составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учетом положений федеральной рабочей программы воспитания, Концепции преподавания русского языка и литературы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.04.2016 г. № 637-р). Программа ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО) с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов по внеурочной деятельности.

Цель программы:

  воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего образования:

 1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Данный курс нацелен на реализацию стратегии смыслового чтения и работы с текстом, являющейся составной частью основной образовательной программы основного общего образования.

 Место и роль курса внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» в учебном плане Программа курса рассчитана на 34 часа. Программа является ориентиром для составления рабочих программ педагогами, реализующими курсы, направленные на сопровождение изучения литературы во внеурочной деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы: демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; составлять тексты в устной и письменной формах.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывая намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Учащиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

В основе реализации программы курса «Основы смыслового чтения» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут готовы и способны к выбору направления профильного образования.






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы смыслового чтения»

1. Текст: поиск информации (9 ч.)

Теория: Создание и интерпретация текста. Заголовок текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Анализ разных источников информации.

Практика: Сочинение-рассуждение по тексту. Анализ разных источников информации. Интерпретация и анализ текста.

Основные виды деятельности:

Самостоятельно организовывать поиск информации, приобретать первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.

Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты, обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.

2. Текст: преобразование и интерпретация. (13 ч.)

Теория: Поиск информации. Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.

Поиск внетекстовых компонентов Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.) Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления.

Практика: Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.): Интерпретация и анализ текста Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения. Интерпретация и анализ текста. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Интерпретация и анализ текста. Сочинение-рассуждение по тексту.

Основные виды деятельности:

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому.

3. Текст: оценка информации (12 ч.)

Теория: Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее выявление.

Практика: Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Интерпретация и анализ текста. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Анализ текста. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Анализ текста. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста. Анализ текста. Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Оформление и представление собственного текста.

Основные виды деятельности:

Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Название раздела

Форма проведения занятия

Кол-во часов

ЦОР/ЭОР

Дата

1. Текст: поиск информации

9



1

Создание и интерпретация текста

Лекция

1

Сервис Яндекс.Учебник


2

Заголовок текста

Проектная работа

1

Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» 


3

Составление примерного плана текста

Дискуссия

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


4

План текста. Анализ текста

Опорный конспект

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


5

Анализ разных источников информации

Анализ информации

1

Сервис Яндекс.Учебник


6

Анализ разных источников информации.

Лекция

1

Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» 


7

Интерпретация и анализ текста

Проектная работа

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


8

Интерпретация и анализ текста

Дискуссия

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


9

Работа с несплошным текстом

Опорный конспект

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


2. Текст: поиск информации

13



10

Поиск информации

Лекция

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


11

Поиск информации. Интерпретация и анализ текста

Проектная работа

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


12

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста

Дискуссия

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


13

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.

Опорный конспект

1

Банк заданий ФГ. Институт стратерии развития образования РФ


14

Поиск внетекстовых компонентов

Анализ информации

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


15

Анализ текста

Лекция

1

Сервис Яндекс.Учебник


16

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.)

Проектная работа

1

Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» 


17

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.).

Дискуссия

1

ФГ банк заданий. Просвещение


18

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

Опорный конспект

1

ФГ банк заданий. Просвещение


19

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения

Анализ информации

1

ФГ банк заданий. Просвещение


20

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.

Опорный конспект

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


21

Структурирование текста

Анализ информации

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


22

Структурирование текста

Опорный конспект

1

РЭШ


3. Текст: оценка информации

12



23

Сравнение заключенной в тексте информации

Лекция

1

ФГ банк заданий. Просвещение


24

Противопоставление заключенной в тексте информации

Проектная работа

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


25

Нахождение в тексте доводов в подтверждение тезисов

Дискуссия

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


26

Нахождение в тексте доводов в подтверждение тезисов.

Опорный конспект

1

ФГ банк заданий. Просвещение


27

Формулировка выводов

Анализ информации

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


28

Формулировка выводов

Лекция

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


29

Формулировка заключения

Проектная работа

1

РЭШ


30

Анализ текста

Дискуссия

1

ФГ банк заданий. Просвещение


31

Имплицитная информация

Опорный конспект

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ


32

Анализ подтекста

Анализ информации

1

Электронный банк заданий по формированию ФГ. Минпросвещение РФ


33

Оформление и представление собственного текста

Опорный конспект

1

РЭШ


34

Оформление и представление собственного текста.

Проектная работа

1

Банк заданий ФГ. Институт стратегии развития образования РФ





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата

Корректировка

1.

Создание и интерпретация текста



2.

Заголовок текста



3.

Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт



4.

План текста. Анализ текста



5.

Анализ разных источников информации



6.

Анализ разных источников информации.



7.

Интерпретация и анализ текста



8.

Интерпретация и анализ текста



9.

Работа с несплошным текстом



10.

Поиск информации



11.

Поиск информации. Интерпретация и анализ текста



12.

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста



13.

Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.



14.

Поиск внетекстовых компонентов



15.

Анализ текста



16.

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.)



17.

Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.).



18.

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов



19.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения



20.

Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.



21.

Структурирование текста



22.

Структурирование текста



23.

Сравнение заключенной в тексте информации



24.

Противопоставление заключенной в тексте информации



25.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение тезисов



26.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение тезисов.



27.

Формулировка выводов



28.

Формулировка выводов



29.

Формулировка заключения



30.

Анализ текста



31.

Имплицитная информация



32.

Анализ подтекста



33.

Оформление и представление собственного текста



34.

Оформление и представление собственного текста.