ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ПРИМОРСКИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
«СОГЛАСОВАНО» Директор ФГУП «СЗ « Море» ___________..................... «____»_____________201_г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБПОУ РК «ППТ» __________........................ «____»_____________201_г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01 Монтаж, ремонт и испытания судовых котлов и котельных агрегатов
По профессии: 26.01.01. Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Уровень основной образовательной программы: базовый
Профиль: технический.
Форма обучения: очная.
Срок обучения ОПОП: нормативный 2 года и 10 месяцев на базе основного общего образования.
Приморский, 201_ г.
«Одобрена»
Протокол №____ от «__»_____201_г
Председатель ЦМК
………………...________
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 26.01.01 « Судостроитель-судоремонтник металлических судов».
Организация-разработчик: ГБПОУ РК
« Приморский промышленный техникум»
Разработчик:
……………..
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | Стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Судостроитель-судоремонтник металлических судов
\
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 26.01.01. Судостроитель-судоремонтник металлических судов, входящую в укрупненную группу профессий 180000 Морская техника по направлению подготовки 180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
.
Монтаж, ремонт и испытания судовых котлов и котельных агрегатов
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять работы по общей сборке, монтажу, ремонту и испытаниям судовых котлов, изготовлению трубной системы.
ПК 1.2. Выполнять монтаж гарнитуры судовых котлов, коллекторов, дымогарных и водогрейных труб.
ПК 1.3. Проводить огнеупорные и изоляционные работы, консервацию и расконсервацию судовых котлов.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
монтажа и испытаний судовых котельных установок, устройств и систем;
выполнения работ по сборке и ремонту простых котлов;
резки прямолинейных заготовок и деталей из листового и профильного металла на пресс-ножницах;
выполнения работ при изготовлении, обработке, ремонте и сборке деталей и узлов судовых паровых котлов;
уметь:
осуществлять разметку сложных деталей и узлов котлов по чертежам, эскизам и шаблонам;
производить сборку, ремонт и гидравлические испытания котлов, теплообменных аппаратов бойлеров, работающих под давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/см2) с изготовлением гарнитуры, установкой и развальцовкой дымогарных и водогрейных труб, выбивкой концов труб из решеток коллекторов, разметкой и установкой змеевиков пароперегревателей, клепкой и чеканкой соединений деталей, узлов и устранением выявленных дефектов при испытаниях;
изготавливать детали и производить сборку топочных фронтов котлов;
изготавливать и производить монтаж гарнитуры коллекторов вспомогательных котлов;
выполнять огнеупорные работы средней сложности;
производить рубку кромок ответственных деталей и дефектных мест сварных швов;
выполнять работы при станочной гибке труб с нагревом, радиусом погиба от трех до двух диаметров, гибке листов в вальцах и прессах цилиндрической и конической правильной формы толщиной свыше 6 до 12 мм, гибке в горячем состоянии и с помощью местного нагрева листов коробчатой правильной формы, гибке в холодном и горячем состоянии профиля: уголков свыше 50x50 до 100x100 мм, профиля высотой свыше 100 до 160 мм на станках и вручную;
изготавливать трубные системы, осуществлять общую сборку, монтаж и испытания химических аппаратов, работающих под давлением до 10 МПа (до 100 кгс/см2);
читать сложные чертежи;
знать:
устройство и принцип действия различных типов котлов и теплообменных аппаратов;
требования, предъявляемые к котлам и теплообменным аппаратам и химическим аппаратам, работающим под давлением до 10 МПа (до 100 кгс/см2), правила разметки по чертежам, эскизам и шаблонам сложных деталей и узлов;
способы и правила построения сложных разверток;
технические условия на гибку котельных труб, ремонт, сборку и изоляцию котлов;
систему допусков и припусков на обрабатываемые детали и изделия;
свойства сталей, применяемых в котлостроении;
все виды резьбы и область их применения; основные требования, предъявляемые к трубам для котлов, и методы их механических испытаний;
квалитеты точности и шероховатости обработки;
основные виды сварочных деформаций, способы их предупреждения и устранения;
способы обмуровки и футеровки котлов;
способы торкретирования;
назначения и условия применения точного контрольно-измерительного инструмента и необходимых приспособлений;
основные требования Регистра и органов технического надзора, предъявляемые к сборке, ремонту и испытаниям котлов и сосудов, работающих под давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/см2), и химических аппаратов, работающих под давлением до 10 МПа (до 100 кгс/см2)
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –288 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –144 часа, включая:
аудиторной учебной работы обучающегося – (обязательных учебных занятий)- 108 часов;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося –36 часов;
учебной и производственной практики – 144 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Монтаж, ремонт и испытания судовых котлов и котельных агрегатов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Выполнять работы по общей сборке, монтажу, ремонту и испытаниям судовых котлов, изготовлению трубной системы. |
ПК 1.2 | Выполнять монтаж гарнитуры судовых котлов, коллекторов, дымогарных и водогрейных труб. |
ПК 1.3 | Проводить огнеупорные и изоляционные работы, консервацию и расконсервацию судовых котлов. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Аудиторная учебная работа обучающегося (обязательные учебные занятия) | Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3 | Монтаж, ремонт и испытания судовых котлов и котельных агрегатов | 288 | 108 | 54 | 36 | 72 | |
| Производственная практика, часов | 72 | | 72 |
| Всего: | 288 | 108 | | 36 | 72 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел1, ПМ 1. Сборка и монтаж котлов и котельных установок | | 54 | |
МДК. 01.01. Технологический процесс сборки и монтажа котлов и котельных установок | | |
Тема 1. Технологический процесс сборки и монтажа котлов и котельных установок | Содержание | 36 |
1. | Оборудование для обработки деталей котла. | 1 | 1 |
2. | Судовые паровые котлы и котельные установки | 1 |
3. | Котельная разметка | 1 |
4. | Подготовка, установка и испытание труб. | 1 |
5. | Технология сборки конструкций котла | 1 |
6. | Технология сборки и монтажа топливной системы котла | 1 |
7. | Технология сборки и установки группы безопасности котла | 1 |
8. | Испытание топливной системы котла | 1 |
9. | Испытание группы безопасности котла | 1 |
10. | Изоляция котла (дымохода) | 1 |
11. | Технология монтажа котельных систем через непроницаемые переборки | 1 |
12. | Испытание элементов котельных систем на непроницаемых переборках | 1 |
13. | Система пожарной безопасности котлов и котельных установок | 1 |
14. | Система вентиляции котлов и котельных установок | 1 |
15. | Монтаж фундаментов под котлы | 1 |
16. | Монтаж фундаментов под котельное оборудование | 1 |
17. | Проверка правильности установки фундаментов и закладных котлов | 1 |
18. | Проверка правильности установки фундаментов котельных установок | 1 |
19. | Ремонт группы безопасности котлов и котельных установок | 1 |
20. | Ремонт топливной системы котлов и котельных установок | 1 |
21. | Ремонт фундаментов котлов и котельных установок | 1 |
22. | Ремонт систем котлов и котельных установок | 1 |
23. | Виды испытания котельных систем | 1 |
24. | Демонтаж котлов и котельного оборудования | 1 |
25. | Замена арматуры | 1 |
26. | Испытания системы после проведения ремонтных работ | 1 |
27. | Замена и испытания газовыхлопа | 1 |
Практические занятия | 9 | 2 |
1. | Выполнение разверток деталей судового котла. | 1 |
2. | Составление схемы разметки фланца. | 1 |
3. | Выполнение разметки фланца | 1 |
4. | Проверка деталей по чертежам и подгонка. | 1 |
5. | Раскладка деталей котлов | 1 |
6. | Составление алгоритма сборки конструкций котла | 1 |
7. | Сборка конструкций котла | 1 |
8. | Сборка узлов котлов | 1 |
9. | Проверка точности сборки узлов котлов щупами, угольниками, шаблонами. | 1 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. | 36 |
Примерная тематика домашних заданий Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Разработка технологического процесса обработки типовых изделий |
Учебная практика Виды работ Прием и раскладка деталей под сборку. Проверка деталей по чертежам и подгонка. Наводка и оправка отверстий. Сборка узлов. Крепление деталей в узлах. Проверка точности сборки щупами, угольниками, шаблонами. Общая сборка водотрубных котлов. Ознакомление с установкой котлов на фундамент и их крепление. Сборка цистерн под сварку. | 72 |
Производственная практика Виды работ Выполнение работ по общей сборке, монтажу, ремонту и испытаниям судовых котлов, изготовлению трубной системы. Подготовка к установке фундаментов под котлы и котельные установки. Подготовка сборных частей схемы котлов и котельных установок к монтажу. Подготовка закидных частей к монтажу котлов и котельных установок. Монтаж закидных частей котлов и котельных установок судна. Приемка оборудования и строительной части под монтаж. Монтаж секционных котлов. Монтаж стальных дымогарных труб. Блочный монтаж водотрубных котлов. Обмуровочные работы котлов. Консервация судовых котлов. Расконсервация судовых котлов | 72 |
Раздел ПМ 1. Ремонт и испытание котельных агрегатов и их деталей | | 32 |
МДК. 01.02 Технологический процесс ремонта и испытания котельных агрегатов и их деталей | | |
Тема 2.1. Технологический процесс ремонта и испытания котельных агрегатов и их деталей | | Содержание | 10 | |
1 | Испытание конструкций котла | 6 2 2 | 2 |
2 | Типовые признаки, характеризующие недостаточную герметичность, и другие факторы сборки. | 2 |
3 | Стандартизация и контроль качества продукции | 2 |
| Лабораторные работы | - 12 6 4 | |
Не предусмотрены |
| Практические занятия |
1 | Технологический процесс ремонта арматуры котла Контрольно-измерительные инструменты и крепежные инструменты Виды испытаний |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. | 16 |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Контрольно-измерительные, рабочие и крепежные инструменты, применяемые при сборке. Основные правила сборки деталей и узлов. |
Учебная практика | 12 |
Виды работ Подготовка котла к гидравлическому испытанию. Определение основных неисправностей котла и их устранение Участие в гидравлическом испытании котла. Освоение безопасных приемов на высоте |
Производственная практика | - |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов судостроения; мастерских слесарно-механические.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета судостроения:
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
- компьютеры,
-проектор,
-программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской слесарно-механической
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов;
приспособления;
заготовки для выполнения слесарных работ
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование для выполнения монтажа;
Сборочное оборудование и инструмент;
Участок обработки и резки металла
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гурович А. Н. Судовые устройства и внутреннее оборудование судов – Судостроение, 2008г
Мусинский Н. А. Устройство и монтаж судовых машин, механизмов и трубопроводов - Судостроение, 2008г
Овчиников И. Н. Судовые системы и трубопроводы - Судостроение, 2008г
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля является освоение дисциплины «Теория и устройство судна» общепрофессионального цикла.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профессиональному модулю «Подготовительно-сварочные работы»
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: наличие 3-5 квалификационного разряда сварщика.
Мастера: наличие 3-5 квалификационного разряда сварщика с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять работы по общей сборке, монтажу, ремонту и испытаниям судовых котлов, изготовлению трубной системы. | - монтажа и испытаний судовых котельных установок, устройств и систем; - работы по сборке и ремонту простых котлов; - разметка сложных деталей и узлов котлов по чертежам, эскизам и шаблонам; | Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - контрольных работ по темам МДК. Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля. Комплексный экзамен по профессиональному модулю |
Выполнять монтаж гарнитуры судовых котлов, коллекторов, дымогарных и водогрейных труб. | - сборка, ремонт и гидравлические испытания котлов, теплообменных аппаратов бойлеров, работающих под давлением до 1,5 МПа (до 15 кгс/см2) с изготовлением гарнитуры, установкой и развальцовкой дымогарных и водогрейных труб, выбивкой концов труб из решеток коллекторов, разметкой и установкой змеевиков пароперегревателей, клепкой и чеканкой соединений деталей, узлов и устранением выявленных дефектов при испытаниях; - монтаж гарнитуры коллекторов вспомогательных котлов; |
Проводить огнеупорные и изоляционные работы, консервацию и расконсервацию судовых котлов. | - огнеупорные работы средней сложности; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | оценка эффективности и качества выполнения; |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - использование различных источников, включая электронные |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - работа с чертежами - работа со спецификацией процесса сварки |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | -применение профессиональных знаний на уроках БЖ - демонстрация интереса к будущей профессии |
*
4