СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Цыденова О.И.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП Цыденова О.И.»




      








Программа художественно-эстетического направления

(кружок «Палитра»)

Возраст обучающихся: 7-13 лет

Срок реализации: 2 года





Составитель: Цыденов Олег Иванович,

педагог дополнительного образования

















2019 год

Рабочая программа дополнительного образования детей  (кружок «Палитра») составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;

  • Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования;

  • Основной общеобразовательной программы НОО МАОУ «Бургуйская СОШ»;

  • Основной общеобразовательной программы ООО МАОУ «Бургуйская СОШ».

 Разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Программа предполагает формирование у школьников ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Данная программа обусловлена ее практической значимостью. Учащиеся могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель:

Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи 1 года реализации программы:

  1. формировать художественные умения и навыки

  1. приобщать к миру искусства через практическую деятельность

  2. развивать воображение и навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

  • умение организовать рабочее место.

  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.

  • овладение основами художественной грамоты

  • знание цветов и изобразительныых материалов

  • умение передавать форму, величину изображения.

  • приобретение навыка работы в паре, группе


Задачи 2года реализации программы:

  1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности

  1. способствовать проявлению творческой индивидуальности

  2. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.

  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.

  • Развитие художественного вкуса.

  • Овладение художественными терминами.

  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.


Программа кружка «Палитра» рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Набор свободный. Состав постоянный: 1 группа (7-9 лет), 2 группа (10-13). Занятия 3 часа в неделю для первой группы, 3 часа в неделю для второй группы Срок реализации 2 года, 420 часов. Первый год обучения – 210 ч., второй -210 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить 

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) ;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

· учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

· учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы 

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

          Методика проведения кружковой работы строится на тематическом разнообразии, заинтересованном воплощении каждой темы.

       Данная программа предусматривает углубленное ознакомление с теоретическими знаниями по декоративной работе и народным орнаментам, практические упражнения и выполнение художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно.

      Кружковцы участвуют в оформлении класса и школы к различным праздникам, знаменательным датам.

      На занятиях кружка дети совершенствуют навыки и умения, полученные на уроках изобразительного искусства по декоративному рисованию. 
      Работы выполняются под руководством учителя и по собственному замыслу детей. Предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные творческие работы.

       Работа, выполненная своими руками - огромная радость для ребят. 
Это помогает поддерживать эмоциональный настрой в коллективе, интерес к занятиям. 

         В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; 
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно;

  • необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога. 
           Формы подведения итогов реализации данной программы: открытые занятия, мастер-классы, массовые мероприятия, выполнение отдельных заданий, проектов, выставки и  конкурсы.  

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися;

  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;

  • наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

  • субъекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества

Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Формы проведения занятий:

1.Теоретические занятия:

  • изучение различных жанров в изобразительном искусстве.

  • Развитие колористического видения

  • Изучение построения композиции по всем канонам

2.Практические занятия:

Занятия проводятся по следующим дисциплинам:

  • Живопись, рисунок, композиция, скульптура

3.Индивидуальные занятия:

Учитывая принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, каждому ребёнку требуются индивидуальные занятия по:

  • работе с художественными материалами;

  • работе с графическими материалами;

  • при смешивании различных тонов на палитре.

4. Конкурсные и выставочные занятия подготовка и публичное представление:

  • конкурсных работ;

  • тематических выставок.

Это способствует интересу для посещения студии и выражению своей личности. Также дает возможность проявить и показать свои способности и талант, поднять свою самооценку.

Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы

Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Также проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Материально-техническое обеспечение:

    • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

    • оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

    • Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

  1. Методическое обеспечение:

  • видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);

  • дидактические материалы на различных носителях,

  • методические материалы, наглядные пособия.

Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Тематическое планирование .Первая группа (7-9 лет)



Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра. Условия безопасной работы.

1

2-3

«Что могут краски?».

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

2

4-5

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

2

6-8

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

3


9-11

«Грустный дождик»

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

3

12-14

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

3

15-17


«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

3

18-19

Рисуем дерево тампованием.

Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

2

20-21

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Изобразительные свойства гуаши.

2

22-24

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

3

25-28

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

4

29-31

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

3

32-33

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций.

2


34-35

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

2

36-45

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

10

46-55

«Фантастические цветы».

Аппликация на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла. Составление композиции.

10

56-65

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

10

66-71

«Мир животных»

Изображение животного мира

6

72-81

Обзорные экскурсии

«Здравствуй, мир!» Интерактивные экскурсии. Зарисовки

10


82-87

«Мир вокруг»

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт

6

88-93

«Я создаю»

Тематическое рисование. Проект

6

94-103

«Я мечтаю».

Свободная композиция.


10

104-105

Заключительное занятие.

Выставка работ, награждение активных кружковцев.

2


Всего часов:


105


Тематическое планирование. Вторая группа (10-13 лет)



Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

Вводное занятие “Как стать художником?”

Игра

1

2-4

Акварель. Способы и приемы рисования

Изобразительные свойства акварели

3

5-7

Гуашь. Способы и приемы рисования

Изобразительные свойства гуаши

3

8-10

Акрил. Способы и приемы рисования

Изобразительные свойства акрила

3

11

Экскурсия по Бургую

Пейзаж

1

12-13

Работа над эскизом «Мое село Бургуй»

Создание эскиза

2

14-17

Практическая работа «Мое село Бургуй»

Свободная композиция

4

18-24

Рисование гуашью ватными палочками методом тычка и тампования.

Репродукции картин художников-пейзажистов. Осенняя картина.

7

25-26

Пленэр

Техника рисования на пленэре

2

27-30

Создание эскизов. Практическая работа.

Эскиз.

4

31-36

Граттаж.

Этапы выполнения техники граттаж. Выполнение индивидуального рисунка, соблюдая правила при работе в данной технике.

6

37-40

Рисование мелом на тонированной бумаге.

Рисование мелом на тонированной бумаге. Составление композиции. Последовательность прорисовывания основных компонентов рисунка (стрекозы, кувшинки, волны озера, облака).

4

41-44

Рисование по мокрой бумаге.

Показ репродукции картин художников-маринистов. Понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски. Умение выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и воды.

4

45-48

Мраморные краски.

Натюрморт

4

49-54

Рисование на бархатной бумаге пастелью.

Пейзаж по бархатному листу пастелью

6

55-64

Витраж.

Последовательность выполнения работы витражом

10

65-68

Рисование свечой.

Составление простых узоров. Зимние изменения в природе. Умение рисовать свечой

4

69-74

Городецкая роспись.

Элементы Городецкой росписи. Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

6

75-80

Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью

Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы

6

81-83

Чертеж. Основные моменты

Чертеж

3

84-87

Выполнение чертежа по готовому эскизу

Создание эскиза

4

88-93

Работа над макетом

Создание макета

6

94-95

Художественная роспись ткани. Работа над эскизом

Создание эскиза

2

96-98

Практическая работа

Свободная композиция

3

99-102

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

Свободная композиция

4

103-105

Обобщающее занятие.

Выставка работ

2


Всего часов:


105


Прогнозируемые результаты:

Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно-выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.

  • Второй год обучения.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

Тематическое планирование. 1 группа.



Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1-3

Плоский орнамент и круглая форма.

Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.

3

4-6

«Сказочная рыба».

Живопись. Плотная компоновка в листе, проработка рыбы орнаментом.

3

7-10

«Подводный мир».

Живопись. Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма.


4

11-14

«Осенний цветок».

Живопись. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. Возможна компоновка двух-трёх цветков.

4

15-18

«Осеннее настроение».

Живопись. Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная).

4

19-22

«Портрет животного».

Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.

4

23-26

«Первый снег».

Графическая композиция с включением городского или деревенского пейзажа, персонажей (людей, детей, собак и т.д.)

4

27-30

«Портрет сказочного героя».

Живопись. Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя: Снежная королева, Бармалей, Колдун, Морской царь, Баба-Яга, Царевна-Лебедь и др.

4

31-33

Задание на колорит

Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения.

3

34-37

Коллективная работа "Новогодняя елка"

Задание - игра: коллективное размещение игрушек на треугольнике елки и заполнение оставшихся пространств нарисованными бусами, свечками, конфетками.

4

38-41

Зима-кружевница

Освоение понятий ритма, пятна, линии как основных элементов графической выразительности.

4

42-47

Коллективная работа

"Сказочный город"

Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу.

6

48-50

«Портрет мамы»

Развитие навыков работы по наблюдению, по памяти. Создание характера в портрете.

3

51-60

«Цирк»

Задача создания атмосферы цирка с использованием портрета циркового артиста (клоун, акробат, жонглер, дрессировщик, фокусник). Передача характера и движения основной фигуры.

10

61-70

«Весенний пейзаж»

Живопись. Передать в цвете различные состояния и весенние настроенияя в природе (весна в городе, в горах, весенняя пашня, поздняя цветущая весна)

10

71-80

«Цветы с натуры»

Живопись. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".

10

81-90

«Цветы сказочные и фантастические».

Цветная графика. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме.

10

91-100

Коллективная работа «Цветочная сказка»

Цветная графика. Сюжеты из сказок с Дюймовочкой, гномами, эльфами, муравьями и другими маленькими существами.

10

101-105

Заключительное занятие.

Выставка работ, защита проектов, награждение активных кружковцев.

5


Всего часов:


105


Тематическое планирование. 2 группа



Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1-3

Вводная часть

Рисование на свободную тему

3

4-15

Художественно-выразительные средства рисунка

Зарисовки геометрических форм с передачей пропорций и конструктивных особенностей; передача перспективы в пейзаже, экстерьере и интерьере; передача объема с помощью света и тени. Навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе

12

16-27

Художественно-выразительные средства живописи

Упражнения на смешивание цветов, переход от теплого цвета к холодному. Техники работы акварелью и гуашью. Зимний и летний пейзаж. Передача объема в цвете при помощи светотени

12

28-39

Композиция в изобразительном искусстве.

Упорядочивание набора из линий, точек и геометрических фигур в образную композицию. Реалистическая и абстрактная композиция с передачей движения.

12

40-51

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

Освоение элементов Гжельской, Жостовской, Урало-Сибирской росписей. Доведение навыков свободного кистевого письма до автоматизма

12

52-71

Жанры в изобразительном искусстве:

-цвет и настроение в пейзаже

- настроение в натюрморте

- информативность портрета

- анимализм

- бытовой и исторический жанр

Серия живописных работ в различных жанрах.



Достоверное изображение объектов в пейзаже, передача собственного и видимого цвета в пейзаже.

Достоверное изображение натюрморта, навыки передачи формы и настроения цветом.

Навыки достоверного изображения людей. Пропорции головы человека, пропорции фигуры человека.

Исправление детских стереотипов изображения животных, навыки достоверного изображения животных.

Работа по мотивам репродукций, копирование работ художников.

20

72-77

Рисование животных в технике графика

Рисование животных разными способами, используя выразительные средства графики

6

78-83

Рисование портрета

Рисование портрета по памяти, передавая характерные черты лица, цвет волос, наряд

6

84-89

Рисование цветов

Умение рисовать и закрашивать цветы разными способами

6

90-95

Рисование на основе наблюдений «Зимний лес»


6

96-101

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения по выбору обучающихся


6

102-105

Оформительские, творческие и выставочные работы.

Самостоятельные творческие работы

4


Всего часов:


105


Прогнозируемые результаты

Обучаемые второго года обучения

Должны знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Должны уметь:

видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

  • передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овале, ленте;

  • проявлять творчество в создании работ.