Отличительные особенности программы
Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка. Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей.
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов. возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Принципы программы:
1. Креативности.
Творческую личность можно воспитывать только в творческой обстановке и при участии педагога, творящего и заражающего своими идеями детей.
2. Природосообразности. Педагог должен обязательно учитывать физиологические и биологические особенности детей.
3. Целостно – смыслового равенства. Дети по собственному желанию выбирают модель, подбирают для нее необходимый материал и вместе с педагогом воплощают задумку в жизнь.
4. Научности. Обучение в кружке нацелено на вооружение воспитанников навыками исследовательской деятельности, применение полученной информации на практике.
5. Принцип гуманизма. Изготовление коллективных работ прививает чувство товарищества, взаимопомощи и взаимопонимания.
Формы работы:
- Занятие
- Беседа
- Коллективная работа
- Индивидуально – практическая работа
- Консультация
- Работа в малых группах
- Интегрированное занятие
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.
Наглядные: пример, демонстрация готовых изделий.
Практические: изучение видов швов, тканей, изучение типов игрушек и изготовление выкроек к ним.
Аналитические: наблюдение, сравнение с готовыми образцами, самоанализ, анкетирование на итоговом занятии, повторение пройденного материала, самоконтроль, взаимоанализ выполненных работ.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Работаю над повышением своего методического и профессионального мастерства. Постоянно слежу за новинками технической и специальной литературы. Есть очень много идей, которые очень хотелось бы воплотить в жизнь, проводить новые занятия в интересных формах, на которых будет увлекательно каждому ребенку.
Все кружковцы принимают активное участие в проводимых выставках, конкурсах декоративно-прикладного творчества районного и республиканского уровня, а также в социально-значимых акциях.
Провожу увлекательные мероприятия: всевозможные конкурсы, викторины, празднования и многое другое, что нравится ребятам, что расширяет их кругозор.
Ежегодное участие в районной и республиканской выставке по декоративно-прикладному творчеству «Живи, Земля!», «Дети, техника, творчество», «Сувенир Бурятии», «Художники Бурятии», «Здравствуй, Белый месяц!» и тд.
На муниципальносамостоятельность и способность ребенка представить образы, фантазировать, смело работать м уровне мои воспитанники регулярно занимают призовые места – Борисова Вика, Ананьева Вика, Юндэнова Алена, Цыбикова Лена, Цыденова Баира, Клыпина Катя, Субанова Баярма, Сорокина Наташа, Гылыкова Нина, Зоригтуева Дашима, Малышева Сэсэг, Бальжинимаева Цыжитма, Шульгина Аня, Гашинова Бэлигма, Цырендоржиева Эмилия.
На районной НПК «Шаг в Будущее» Шоенова Арюна - 2 место, Цымпилова Сэлмэг-2 место.
Районная олимпиада по технологии Шоенова Арюна- 2 место, Цымпилова Сэлмэг – 4 место.
На республиканской выставке детского творчества “Живи, Земля!” Содномова Оюн и Дондокова Баярма стали Дипломантами. на республиканском конкурсе “Дети, техника, творчество” Гунсынова Вика стала Дипломанткой, Сорокина Наташа удостоена Диплома I степени.
На региональном конкурсе «Пасха Красная» Ванданова Аяна, Жанчикова Доржима – Дипломанты.
На международном фестивале «Подношение 10 драгоценностям» посвященный, Пандито Хамба ламе Д.Д. Этыгэлова Батуева Сарюна, Юндэнова Алена, Ванданова Аяна, Цыденова Баира стали Дипломантами.
Профессия педагога дополнительного образования требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность педагога - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я всегда помню об этом и стараюсь не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Педагога называют инженером человеческих душ.
И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, педагогу не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.
Я рада, что некоторые мои воспитанники выбрали себе профессию по профилю. Свое вдохновение педагог черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.
А будущее - это наши дети, поэтому мое вдохновение неисчерпаемо!
Подводя, итог своей педагогической деятельности, считаю, что воспитание декоративно-прикладным искусством раскрывает способности и возможности ребенка. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно, в таких условиях рождается Личность.