Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Образовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.Формирование УУД:
Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.
Сценарий урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
Правила работы на уроке.
- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка.
-Научитесь читать скороговоркой.
Нет ни речки, ни пруда
-Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!
-Научитесь читать красиво, без ошибок.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Узнайте героев и назовите, откуда они.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется...
(«По щучьему велению»).
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки...
(«Маша и медведь»).
Укатился он из дома
По дороге незнакомой...
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, несмышленый
И румяный...
(Колобок).
- О ком эти стихи? (О героях сказок.)
- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
- Сформулируйте цели урока:
познакомиться …
читься читать……
учиться отвечать на вопросы…
5. Реализация проекта.
Словарная работа
- Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.
Шли- шли:стоит коровье копытце;
:::::::.лошадиное копытце;
:::::::козье копытце полно водицы.
- Как вы себе это представляете? (следы копыт животных, наполненные водой)
- Есть такое предложение: "ШЛИ-ШЛИ - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает".
- Как вы понимаете эти слова?
- А кто такой купец? Богатый торговец, тот, кто торговал.
- Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.
(Дети читают отрывок вслух.)
Одному козлёночку было ведомо:
-Как вы понимаете эти слова? (известно)
Чтение по ролям.
- Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.
-Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)
Выборочное чтение.
(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)
-Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)
- Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)
-Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)
- Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)
- Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)
- Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)
- Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?
- Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)
- А какая была ведьма? Расскажите о ней.
- Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.
добрая
злая
АЛЕНУШКА ласковая
преданная
доверчивая
заботливая
ВЕДЬМА грубая
хитрая
жестокая
Физкультминутка.
7.Первичное закрепление во внешней речи
Определение вида сказки.
- К какому виду сказок мы ее отнесем?
- Что же в этой сказке волшебного?
- Какие волшебные предметы есть в сказке?
- Найдите в сказке троекратный повтор.
- Где в сказке добро, а где зло? Что победило?
Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):
1)зачин;
2) волшебные предметы;
3) сказочные слова и выражения;
4) троекратный повтор;
5) борьба добра и зла;
6) добро побеждает зло;
7) концовка.
Беседа по иллюстрации
- Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)
- А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)
- Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".
- Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.
"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".
- Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)
Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.
Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.
- А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)
- Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)
Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
- Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.23. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь
из копытца: .Напился и стал козлёночком. Стр.23. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 24 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).
- Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).
- Так что же роднит сказку и картину?
- Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: "лирический", "поэтический" могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек "лирически" настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).
- Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение - словом. Картина - красками.
7. Самостоятельная работа
Рабочая тетрадь стр. 20
8.Включение в систему знаний.
- Нарисуйте свои иллюстрации к сказке.
( Выставка иллюстраций)
9. Рефлексия
Закончи фразу:
«Я сегодня на уроке…»
« На уроке мне было интересно…»
« Мне было трудно…»
Домашнее задание
Выполнить задание 9 на с. 27 учебника.