1.Организационно-мотивационный этап. 8:00-8:07 Организац ионный момент. Минутка чистописания Повторение ранее изученной темы | Настроить на урок и на изучение новой темы. Отработка каллиграфического письма | Словесный:рассказ, беседа, объяснение | Ф С | – Здравствуйте ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Меня зовут Полина Ивановна и сегодня я буду вашим учителем. Я скажу слова"Доброе утро ..." а вы ответьте мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем мальчикам!... - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Доброе утро всем, кто любит конфеты! ... - Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться. - Откройте тетради, запишите число. Отградайте мою загадку: Я писал её до полдника – Перекладина, два столбика. Как турник, иль дверь в купе, В алфавите буква ... (П) Правильно, это одна из букв, которую мы будем писать (записано на доске) А теперь отгадайте вторую загадку: «П» в другую букву можно Очень быстро превратить. Перекладинку немножко Нужно только опустить! (Буква Н) Верно, это буква н. Какие же буквы мы с вами сегодня будем красиво писать? (п и н) Всё правильно, на минутке чистописания мы с вами будем отрабатывать каллиграфическое письмо строчных букв п и н. Но для начала посмотрите на них повнимательнее и скажите, что у них общего?(короткая наклонная палочка и короткая наклонная палочка с закруглением внизу) В чём разница написания этих букв?(перекладина и короткая наклонная палочка с закруглением вверху) Всё верно, напишите эти буквы в одну строчку прописью чередуя «п» и «н». Будьте внимательны, элементы короткой наклонной палочки должны быть параллельны. | | К:- умеют слушать и вступать в диалог с учителем; П:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; -познакомятся с новой информацией. |
2. Ориентировочный этап Создание проблемной ситуации Определение темы урока Определение цели и задачи урока | Подготовка к восприятию темы Заинтересовать детей для изучения новой темы Определить тему урока совместно с детьми Поставить цели и задачи урока совместно с детьми | Словесный:беседа Наглядный: наглядности | Ф | Посмотрите вот в этом домике живут буквы, у каждого своя квартира.(буквы расположены в неправильном порядке и некоторых букв нет) -Как называется этот дом? Но они перепутались. Нам с вами нужно их расположить в правильном порядке -Кто хочет выйти к доске? (один ученик работает у доски) -Почему у нас возникли ошибки и мы с не смогли с точностью расположить все буквы в их квартиры? -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? -Верно, тема нашего урока это«Русский алфавит, или Азбука» -Чему мы будем сегодня учиться на уроке? Только узнав всё это мы с вами сможем собрать все буквы до конца и найдём недостающие буквы. -узнать, как образовалось слово «алфавит», -для чего нужен алфавит, - где применяют алфавит. -располагать слова в алфавитном порядке. | -азбука или алфавит Мы не можем это сделать, потому то мы не знаем точное расположение букв в алфавите. -азбука или алфавит. -узнать, как образовалось слово «алфавит», -для чего нужен алфавит, - где применяют алфавит. -располагать слова в алфавитном порядке. | П:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; -познакомятся с новой информацией. Р:- формулируют тему и задачи урока при помощи учителя; |
3. Поисково-исследовательский А)чтение текста Б)графическое оформление признаков изучаемого предмета на доске В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы 2. Обобщение структурных и семантических признаков понятия А)формулировка вывода из наблюдений б)чтение правила в учебнике В)сравнение, анализ и уточнение полученного книжного определения | Анализировать формулировки правил, понятий Оформить графический факты языка Сравнение, классификация, выделение существенных признаков Оформить правило, понятие Сравнивать, анализирован, уточнять формулировки правил, понятий. | Наглядный: текст на доске Практический: работа по тексту | Ф | -Что такое алфавит? - Как вы думаете, как образовалось слово «алфавит»? - Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита». (вывешивается на доску наглядность) -В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Как вы думаете какое это слово? (это слово азбука) -Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв(вывешивается на доске) -Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»). -Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»? -Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. -Каждая буква занимает своё место, свой дом и имеет название. -Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. -Давайте правильно их назовем. Откроем учебники на странице 52 и прочитаем алфавит. -Давайте прочитаем правильное произношение букв в алфавите (по рядам). -Читаем все вместе, целым рядом, а потом я скажу достаточно и читает другой ряд, после, прочитаем всем классом, Хорошо, молодцы. -А теперь, после того, как мы повторили все буквы, давайте их расположим правильно. Кто хочет выйти к доске? -Давайте попытаемся сформулировать, что же такое алфавит?(алфавит это дом для букв, в котором каждый живёт в своей квартире) -Сравним наши доводы с тем, что написано в учебнике. -А знаете ли вы кто создал алфавит?(вывешивается изображение) Алфавит, создали Кирилл и Мефодий. Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали. (показываю старославянский и греческий алфавиты) Кирилл и Мефодий задали вам вот такие вопросы, на которые вам нужно обязательно ответить: 1.А сколько букв в алфавите сейчас? (33) 2.зачем нужен алфавит? (для составления слов и расположения букв в алфавитном порядке) 3. Какие две буквы не обозначают звуков?( ъ и ь знаки) -Зачем же нам нужно знать все буквы в алфавите? -знаете ли вы что такое алфавитный порядок и для чего он нужен? Алфавитный порядок –никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. Отдохнём и устроим физминутку. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. | | Л:- осознают значение русского языка как инструмента для коммуникаций - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; К: - умеют слушать и вступать в диалог с учителем; - умеют взаимодействовать в группе; -умеют слушать новую информацию; - умеют выражать свою мысль. Р:- осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; |
4. Практический этап Выполнение упражнений | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков. | Практический: выполнение упражнения Наглядный:карточки словесный:объяснение | С П | А теперь давайте откроем рабочие тетради на странице 26. Давайте прочитаем, что нужно сделать? Верно, вам нужно составить из слов предложение. Какое предложение составим?(как хорошо уметь читать). Давайте повторим правила посадки на уроках письма. Правильно, а теперь запишите его во вторую строку под этими словами с большой буквы. Умницы, хорошо работаете. А кто сможет сделать схему к этому предложению? Выйди к доске. Молодец, хорошо. А теперь на странице 54 в учебнике найдите номер 5. что нам нужно сделать? Верно, назвать каждую букву правильно, и догадаться, почему они спускаются на разных парашютах. Подумайте в парах а потом все вместе обсудим. Итак, почему же буквы спускаются на разных парашютах? Верно, потому что мы их произносим по –разному. Давайте будем произносить их по цепочке. Начнём с зелёного парашюта. молодцы, а теперь запишите буквы групп, располагая в алфавитном порядке с маленькой буквы в одну строчку друг за другом. Первый ряд пишет буквы с оранжевого парашюта, второй- с зелёного, а третий с розового, на которой спускается буква «А». -Давайте проверим, как вы расположили буквы?С каждого ряда один человек выходит к доске. (1 ряд – к,х,ш,щ; 2 ряд – е,ё,ю,я; 3 ряд – а,и,о,у,ы,э) У кого так же-хлопните в ладоши. | | К:-умеют слушать новую информацию; - умеют выражать свою мысль. |
5.Рефлекси вно- оценочный этап: 1.Рефлексия деятельности учащихся 2.Итог урока по изученной теме. 3.Домашнее задание. 4.Итог работы класса | Оценить свои достижения. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, достижение поставленной цели. Закрепить полученные на уроке умения. Оценить достижения класса. | Словесный: беседа, объяснение | Ф | У вас на столах лежат лесенки, в которых по 3 ступеньки. Нарисуйте кружочек на 1 если у вас на уроке ничего не получилось, на 2 если вы очень старались, и на самую высокую, 3 если у всё всё получось. У кого на 1,2,3? Почему? что такое азбука?(все буквы русского языка, расположенные в одном порядке) как еще по другому называется азбука(алфавит) кто придумал алфавит?(Кирилл и Мефодий) сколько букв в русском алфавите?(33) Дома вам нужно выполнить упражнение 4 на странице 54. (№ 4 стр.54) Большое спасибо вам за урок. Я довольна вашей работой. Все встаём. Урок закончен, можете быть свободны. | | Р:-адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке. К:- умеют слушать и вступать в диалог с учителем; - умеют выражать свою мысль. |