Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского
Методист: Звегинцова Н.В.
Этапы урока (с указанием времени) | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся/деятельность учащихся |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | Подготовить обучающихся к работе на уроке, сконцентрировать внимание детей в начале урока; создать условия для возникновения внутренней потребности включения обучающихся в учебную деятельность. | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Дарья Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. -Проверьте свою готовность к уроку: на партах у вас должны лежать учебник и пенал, и ваши тетрадки. | Беседа, словесный метод. Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку, садятся за парты. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Актуализировать знания обучающихся по уже изученным темам, с целью подведения к теме урока. Организовать самостоятельную проверку выполнения работы с последующей фиксацией полученных результатов. | -Открываем тетради и записываем сегодняшнее число Шестое апреля, классная работа. Ребята, внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары. Большой – маленький Сухой - ? Война - ? Глубокий - ? Старый - ? Твёрдый - ? Пропись заглавной и строчной буквы М Проведем небольшой словарный диктант, после того как вы напишите его, поменяйтесь с соседом по парте тетрадками и сделаем взаимопроверку 0 ошибок – оценка «5» 1-2 ошибок – оценка «4» 3- 5 ошибок – оценка «3» Более 5-ти ошибок – оценка «2» Каникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский. | Объяснение (инструктаж). Беседа. Словесный метод. Работа с дидактическим материалом. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. |
3. Выявление места и причины затруднения | Организовать выявления обучающимися места и причины затруднения. | - Послушайте сказку. Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.) Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.) Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными). А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение). И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное) Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ. - Назовите тему нашего урока. - Части речи Давайте определимся с нашими целями на урок. (Узнаем что входит в части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи). | Беседа. Словесный метод. Обсуждение. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, средства, план реализации цели урока) | Подвести обучающихся к теме, формулировке целей и задачей урока, а также к составлению плана проекта создания системы знаний. | Давайте откроем учебник на стр 67 и посмотрим тему нашего урока. Кто прочитает тему урока? Части речи Давайте вернёмся к цели урока Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи | Беседа. Словесный метод. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. |
5. Реализация построенного проекта | Организовать деятельность обучающихся с целью реализации построенного проекта, направленного на построение системы знаний. | У вас на партах лежит памятка, давайте ее обсудим. Работа в группах Вспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Взять любую часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материал План выступления. Часть речи. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Морфологические признаки. Роль в предложении. Местоимение, числительное - совместно Молодцы. - Запишите слова. сущ. | гл. | прил. | учение | учить | ученый | - Что можно сказать о этих словах? - Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос) | Беседа. Словесный метод. Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Обсуждение. Обучающиеся проговаривают ответы на вопросы во внешней речи. Практический метод. Выполнение упражнения. |
Физминутка | Организовать снятие усталости и напряжения обучающихся, внесение эмоционального заряда. | Предлагаю немножко отдохнуть Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок. (Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать). | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково. | Составьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО? Какой частью речи оно будет являться? сущ. | гл. | прил. | сущ. | Ученый | написал | новую | книгу. | Разберем это предложение по членам предложения. 2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»? У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Работа с учебником 1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111). 2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112) 3. Запись нового словарного слова Двенадцать | Беседа. Словесный метод. Рассказ учителя. Объяснение (инструктаж). Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Работа с дидактическим материалом. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Создать условия по организации самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой по эталону. | ПРИЛОЖЕНИЕ 2 На работу дается вам 5 минут | Беседа. Словесный метод. Объяснение (инструктаж). Демонстрация слайдов презентации. Наглядный метод. Самостоятельная работа. |
8. Включение в систему знаний и повторение | Выявить границы применения знаний. | Игра “В свои ворота” Учитель диктует слова, 1-я группа записывают только имена существительные, 2-я группа - имена прилагательные, 3-я группа - глаголы. Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично. Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки! Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | Беседа. Работа с учебником. Словесный метод. Обучающиеся активно участвуют в беседе. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Подвести итоги урока; анализ обучающимися своей деятельности на уроке. Домашнее задание. | Ну вот и подходит к концу наш урок. - Какова была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили вначале урока? Мы достигли нашей цели? - В чем были трудности? - Оцените свою деятельность на уроке ладошка – если вам все понравилось и кулачок- вам было скучно и очень трудно. - Всем спасибо за урок, до свидания! | Беседа. Словесный метод. Учитель задает вопросы для подведения урока. Ученики оценивают свою деятельность на уроке. Учитель задает домашнее задание. |
Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.
прил. гл. гл.
Зимний, чистить, грязнить.
И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.