Предмет – русский язык.
Тема | Что такое части речи? |
Педагогические цели | Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков. Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; создать условия для формирования умения работать с графической информацией. |
Тип урока | урок закрепления изучаемого материала |
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения: | -закрепить, что речь делится на части – части речи; - повторить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; продолжать формировать умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи; рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи; -приводить примеры разных частей речи; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам орфографии; расширение словарного запаса учащихся. |
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения: | Регулятивные: - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Познавательные: - освоить способы решения проблем поискового характера; - освоить основы познавательной рефлексии; - овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; Коммуникативные: - активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения: | формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослым; формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов. |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка. Систематизируют знания о частях речи. |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы весёлый, дружный класс Всё получится у нас. - Сегодня мне бы хотелось начать наш урок не как обычно, а с песни… - О чем эта песня? - А сейчас прочитайте пословицы и объясните их смысл. - Найдите однокоренные слова. - На какие вопросы они отвечают? - Кто определил тематику урока? - Какая воспитательная цель нашего урока? - Что такое дружба. Посмотрим толкование слова в толковом словаре.(Красная закладка) | Да! Исполняют куплет песни «Настоящий друг» Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий, верный друг. - О дружбе. Читают с доски: Дружба заботой, да подмогой крепка. Дружным людям никто не страшен. Дружат как кошка с собакой. Дружба, дружным, дружат Что? Каким? Что делают? Дружба. Определить качества, которыми должны обладать друзья./Каким должен быть друг?/ Читают в словаре толкование слова | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание Словарная работа | Индивидуальная. Практический. Письмо | - С какой буквы начинается слово дружба? - Что знаете об этой букве? - Запишите в тетради: Д д да де ду дружба - Образуйте и запишите от слова дружба слова, которые отвечают на вопросы: какой? Что делает? | Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Пишут в тетради Выполняют задания | Вырабатывают калли-графический почерк Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Правильное написание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | (слайд 1) - Послушайте сказку: Было это давным-давно. Рассорила Баба-Яга все слова. И была среди них настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как-то примириться, построиться. По-разному становились, всё плохо получается. В конечном итоге рассорились между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок. - Подумайте, как можно их помирить? - Что бы вы предложили для этого сделать? - На какие группы можно разделить слова? /Используем знания вчерашнего урока/ - Кто назовёт тему урока? - Какую цель поставим на урок? (слайд 2) - Для достижения цели урока повторим схему, которую рассматривали вчера. - Что надо сделать, чтобы определить часть речи? - Какие части речи знаем? - Я предлагаю назвать наши команды: Существительное, Прилагательное, Глагол | Слушают сказку Отвечают на вопросы (Расставить на группы по общим значениям, по общим признакам) - Части речи -Части речи Постановка цели урока - Закрепить знания о частях речи, учиться делить слова на группы, задавать вопросы, определять части речи - Определить, что обозначает данная группа слов. - На какие вопросы отвечает. Отвечают на вопросы | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. электронная книга 2. Работа с рисунком (упр. 68) | Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий, практический. Работа с рисунком, беседа, письмо | (слайд 3) - Устно разделите слова на группы: Друг. Помогает, весёлый, добрый, товарищ, заботливый, выручает, помощник. - Сколько групп получилось? - Какие это группы? - Какие слова вошли в каждую группу? (слайд 4 ) проверка (слайд 5) - Прочитайте слово /Морфология/ - Кто знает его значение? - Чтобы узнать значение этого слова откройте толковые словари (зелёная закладка) и прочитайте. Вывод: (слайд 6) Морфология это раздел грамматики- наука о частях речи. -(слайд 7) - Вернёмся к песне. - Прочитайте предложение из песни Дружба крепкая не сломается. - Запишите предложение в тетрадь, над каждым словом подпишите, какой частью речи оно является. Самопроверка по эталону. (слайд 8) - Покажите смайликом результат вашей работы. /На слайде критерии оценивания/ (слайд 9) /Иллюстрация дети в хороводе/ - Каждая команда должна составить по 1 предложению, используя существительное, прилагательное, глагол. Проверка. - Запишите предложение в тетрадь. 1 ученик комментирует. | Смотрят на экран, слушают Работают со словами, отвечают Читают Работают с толковым словарём, отвечают. Читают предложение Записывают, выполняют задание. Проверяют, оценивают Составляют предложение Озвучивают Записывают | Извлекают информацию из текста. Распознают названия предметов, их признаки, действия. Размышляют, высказывают свое мнение | Работа по слайду. Работа с толковым словарём |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Музыкальная физминутка | Выполняют движения по тексту под руковод-ством ученицы | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- жений |
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа в парах по карточкам | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | - У вас на столах 3 карточки разного цвета (зелёная, красная, синяя). Каждая пара выбирает 1 по желанию и выполняет задание. Проверка. Оцените смайликом уровень сложности задания. | Выбирают карточку, выполняют задание, проверяют, оценивают уровень сложности | Выполняют задания разного уровня сложности | Карточки: 1 ур. – подчеркнуть имена существительные. 2 ур. – Расставь стрелки к нужной части речи. 3 ур. – Придумай и запиши по 2 слова в каждый столбик /сущ, прил, глаг./ |
Работа в группах | Групповая. Практический. Письмо | - Подберите и допишите в ромашку прилагательные к слову друг. - Если команда быстро справляется с заданием, то подбираем глаголы к слову друг (слайд 10) - В каждом ряду слов назовите лишнюю часть речи: 1 команда – 1 ряд 2 команда – 2 ряд 3 команда – 3 ряд Проверка.(слайды 11, 12, 13) ( слайд 14) По иллюстрации запишите по 3 слова: 1 команда- существительные 2 команда- прилагательные 3 команда – глаголы Проверка. | Самостоятельно выполняют задания | Распознают части речи Осуществляют синтез | Карточки |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | - Какая была цель урока? - Можно ли сказать, что мы достигли цели? - Чтобы проверить результат нашей работы мы сейчас составим дружный хоровод частей речи. Каждый из вас возьмёт по одному слову на доске и поставит его в нужное место. - Покажите смайликами, кто считает, что ему всё понятно и он хорошо работал. - Кто ничего не понял и ему было трудно. - Кому надо ещё поработать над этой темой. Всем спасибо за урок. | Отвечают на вопросы Составляют хоровод частей речи Оценивают уровень своих знаний | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VII. Домашнее задание. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |