СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка 2 класс по теме "Что такое части речи?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта к уроку русского языка 2 класс Школа России "Что такое части речи?" 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка 2 класс по теме "Что такое части речи?"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 6»










Что такое части речи?







Подготовила и провела

учитель начальных классов

Малий Е.Б.




г. Братск

2020 год

Технологическая карта урока

ФИО учителя – Малий Елена Борисовна

Класс - 2

УМК - «Школа России»

Предмет – русский язык.




Тема

Что такое части речи?


Педагогические цели

Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков. Способствовать развитию умения соотносить слова-названия, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи; создать условия для формирования умения работать с графической информацией.

Тип урока

урок закрепления изучаемого материала

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:


-закрепить, что речь делится на части – части речи;

- повторить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; продолжать формировать умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи; рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи;
-приводить примеры разных частей речи; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам орфографии; расширение словарного запаса учащихся.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:


Регулятивные:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Познавательные:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

Коммуникативные:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:


  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослым;

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка. Систематизируют знания о частях речи.

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности


Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять учебную задачу.


Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, оперируют базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез


Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Имя существительное, имя прилагательное, глагол


Педагогические технологии:
проблемно-диалогические, технология исследования, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).


Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая.


Оборудование:

Ученики: учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, «Русский язык»; сигнальные смайлики.


Учитель: электронная презентация, карточки для работы в парах, карточки для распределения частей речи, ромашка для групповой работы, учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.













Ход урока


Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы весёлый, дружный класс

Всё получится у нас.

- Сегодня мне бы хотелось начать наш урок не как обычно, а с песни…










- О чем эта песня?

- А сейчас прочитайте пословицы и объясните их смысл.





- Найдите однокоренные слова.



- На какие вопросы они отвечают?

- Кто определил тематику урока?

- Какая воспитательная цель нашего урока?



- Что такое дружба. Посмотрим толкование слова в толковом словаре.(Красная закладка)

Да!





Исполняют куплет песни «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот, что значит настоящий, верный друг.

- О дружбе.

Читают с доски:

Дружба заботой, да подмогой крепка.

Дружным людям никто не страшен.

Дружат как кошка с собакой.

Дружба, дружным, дружат


Что? Каким? Что делают?

Дружба.


Определить качества, которыми должны обладать друзья./Каким должен быть друг?/

Читают в словаре толкование слова

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание






Словарная работа

Индивидуальная.

Практический. Письмо

- С какой буквы начинается слово дружба?

- Что знаете об этой букве?


- Запишите в тетради:

Д д да де ду дружба

- Образуйте и запишите от слова дружба слова, которые отвечают на вопросы: какой? Что делает?

Отвечают на вопрос


Отвечают на вопрос


Пишут в тетради


Выполняют задания





Вырабатывают калли-графический почерк

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Правильное написание

III. Постановка учебной задачи














Фронтальная.

Словесный.

Чтение, беседа

(слайд 1)

- Послушайте сказку:

Было это давным-давно. Рассорила Баба-Яга все слова. И была среди них настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как-то примириться, построиться. По-разному становились, всё плохо получается. В конечном итоге рассорились между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.

- Подумайте, как можно их помирить?

- Что бы вы предложили для этого сделать?

- На какие группы можно разделить слова? /Используем знания вчерашнего урока/

- Кто назовёт тему урока?

- Какую цель поставим на урок?







(слайд 2)

- Для достижения цели урока повторим схему, которую рассматривали вчера.

- Что надо сделать, чтобы определить часть речи?





- Какие части речи знаем?


- Я предлагаю назвать наши команды: Существительное, Прилагательное, Глагол



Слушают сказку














Отвечают на вопросы

(Расставить на группы по общим значениям, по общим признакам)

- Части речи


-Части речи

Постановка цели урока

- Закрепить знания о частях речи, учиться делить слова на группы, задавать вопросы, определять части речи






- Определить, что обозначает данная группа слов.

- На какие вопросы отвечает.


Отвечают на вопросы















Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

IV. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. электронная книга

2. Работа с рисунком (упр. 68)

Фронтальная. Словесный,
наглядный,
творческий,
практический.

Работа с рисунком, беседа,
письмо

(слайд 3)

- Устно разделите слова на группы:

Друг. Помогает, весёлый, добрый, товарищ, заботливый, выручает, помощник.

- Сколько групп получилось?

- Какие это группы?

- Какие слова вошли в каждую группу?

(слайд 4 ) проверка

(слайд 5)

- Прочитайте слово

/Морфология/

- Кто знает его значение?

- Чтобы узнать значение этого слова откройте толковые словари (зелёная закладка) и прочитайте.

Вывод: (слайд 6)

Морфология это раздел грамматики- наука о частях речи.

-(слайд 7)

- Вернёмся к песне.

- Прочитайте предложение из песни

Дружба крепкая не сломается.

- Запишите предложение в тетрадь, над каждым словом подпишите, какой частью речи оно является.


Самопроверка по эталону.

(слайд 8)

- Покажите смайликом результат вашей работы.

/На слайде критерии оценивания/


(слайд 9)

/Иллюстрация дети в хороводе/

- Каждая команда должна составить по 1 предложению, используя существительное, прилагательное, глагол.


Проверка.

- Запишите предложение в тетрадь. 1 ученик комментирует.





Смотрят на экран, слушают



Работают со словами,



отвечают





Читают





Работают с толковым словарём, отвечают.








Читают предложение


Записывают, выполняют задание.




Проверяют, оценивают









Составляют предложение




Озвучивают


Записывают

Извлекают информацию из текста.

Распознают названия предметов, их признаки, действия. Размышляют, высказывают свое мнение


Работа по слайду.











Работа с толковым словарём








Физкультминутка

Коллективная. Практический

Музыкальная физминутка

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством ученицы

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в парах по карточкам

Индивидуальная,

фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

- У вас на столах 3 карточки разного цвета (зелёная, красная, синяя). Каждая пара выбирает 1 по желанию и выполняет задание.

Проверка.

Оцените смайликом уровень сложности задания.

Выбирают карточку, выполняют задание, проверяют, оценивают уровень сложности

Выполняют задания разного уровня сложности

Карточки:

1 ур. – подчеркнуть имена существительные.

2 ур. – Расставь стрелки к нужной части речи.

3 ур. – Придумай и запиши по 2 слова в каждый столбик /сущ, прил, глаг./

Работа в группах

Групповая.

Практический. Письмо

- Подберите и допишите в ромашку прилагательные к слову друг.

- Если команда быстро справляется с заданием, то подбираем глаголы к слову друг


(слайд 10)

- В каждом ряду слов назовите лишнюю часть речи:

1 команда – 1 ряд

2 команда – 2 ряд

3 команда – 3 ряд

Проверка.(слайды 11, 12, 13)

( слайд 14)

По иллюстрации запишите по 3 слова:

1 команда- существительные

2 команда- прилагательные

3 команда – глаголы


Проверка.


Самостоятельно
выполняют задания

Распознают части
речи

Осуществляют синтез

Карточки

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Какая была цель урока?

- Можно ли сказать, что мы достигли цели?

- Чтобы проверить результат нашей работы мы сейчас составим дружный хоровод частей речи.

Каждый из вас возьмёт по одному слову на доске и поставит его в нужное место.


- Покажите смайликами, кто считает, что ему всё понятно и он хорошо работал.

- Кто ничего не понял и ему было трудно.

- Кому надо ещё поработать над этой темой.


Всем спасибо за урок.

Отвечают на вопросы







Составляют хоровод частей речи



Оценивают уровень своих знаний

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VII. Домашнее
задание.


Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития