СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык и культура речи. Лекция 8.1. Тема. Текст как произведение речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык и культура речи. Лекция 8.1. Тема. Текст как произведение речи.»


Раздел 8.


Стили речи.








Тема 8.1. Текст как произведение речи.

Текст (от лат. ткань; связь, соединение) - это слова, предложения, абзацы и более крупные связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

1) Основные признаки текста: тематическое и компози­тное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная закон­ность. Текст может состоять из одного абзаца, а быть статьей, докладом, книгой.

Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содер­жи соотносится с темой. Тема — это то, о чем по-1-вуется, что описывается в тексте, о чем ведется рас­тение. Название текста может быть прямо связано вой(«Война и мир», «Отцы и дети»), а может и «азывать на тему («Евгений Онегин»), Во многих введениях (иногда и малых по объему) может быть юлько тем.

1редложения в тексте связаны по смыслу и грамма -ш. Причем связанными могут быть не только дожения, расположенные рядом, но и отделенные от друга одним или несколькими предложениями, дысловые отношения между предложениями раз-|ы: а) содержание одного предложения может быть авопоставлено содержанию другого; б) содержание эго предложения может раскрывать смысл первого РПояснять один из его членов, а содержание третье-смысл второго и т. д. Таким образом, любой текст ставляет собой соединение предложений по опреде­лит правилам.

различают цепную и параллельную связь предложе­нии параллельной связи предложения не сцепля-одно с другим, а сопоставляются, при этом благо-параллелизму конструкций возможны сопоставле­нии противопоставления. Особенности этого вида одинаковый порядок слов в предложениях соотнесенность форм сказуемых, преобладание фор^ несоверошенного вида глаголов. Единство временно^ плана ообеспечивается повтором первого слова предло^ ния в оопределенном отрезке текста. (Кто не проклинал станцы&онных смотрителей, кто с ними не бранивалс^ Кто, в - минуту гнева, не требовал от них роковой кни~ ги?.. (А... Пушкин.) Здесь риторический вопрос служит средстзоом параллельной связи между предложениями. Параллеэельные связи очень часто используются в поэзии.

В целиной связи главное — повтор ключевого слова, несущегто основную информацию, замена его синони­мом, срзс:1нонимическим оборотом, местоимением; повтор того ил1№ иного члена предложения; передача последова­тельное тгги действий (ситуаций) посредством употребле­ния глапголов в форме совершенного вида.

Пара-Аллельная связь может усиливаться вводными словами - • во-первых, во-вторых, наконец. В этих же це­лях частгго используются наречия места (справа, слева, впереди, • там) и времени (сначала, потом), дееприча­стные обоороты, придаточные предложения.

Параллельная связь между частями текста может со­четаться: - с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цеп­ной связки иногда используются элементы связи парал­лельной, которые в этом случае тоже носят частный ха-

рактер.

Вы—5уже-~~э*гаетет~«**товыделяются три тдапа речи: повеоствование, описание, рассуждение. Повествова­ние — этто рассказ, сообщение о каком-то событии в его временноой последовательности. На первый план здесь выдвигаеется порядок протекания действия, развитие сюжета. ЖВ описании в центре внимания словесное изоб­ражение какого-либо предмета, явления действитель­ности, перечисление его признаков. Особенность рас­суждения! в том, что в нем объясняется какое-то поло­жение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.

Однакоо в чистом виде названные типы речи исполь­зуются реедко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере необходимости используются другие тигпы речи: рассуждение сочетается с описанием*

писание — с повествованием и наоборот. Главным, оп­аляющим являются целевая установка, замысел ав-^ра и особенности адресата — того, Для кого текст иедназначается, к кому обращена речь. $Г^^йте в учебнике по истории (или другому предме-Шраграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблю-|Гнад связью предложений в тексте. Определите тип связи §5Г предложениями. В чем эта связь выражается? Назовите %ые средства связи. Найдите ключевые слова, выделите отемы.

Проанализируйте виды и средства св#зи между частями §а в отрывке из романа Л. Толстого «Воина и мир». | десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; Орудия были разбиты