Тема урока: Русский язык в современном мире.
(вводный урок в начале учебного года)
Цели:
обучающие: определить место и назначение русского языка в современном обществе; закрепить умение соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка;
развивающие: формировать коммуникативные компетенции (умение создавать устное монологическое высказывание, предлагать свою точку зрения, работать в группе); используя приемы информационной переработки текста, извлекать необходимую информацию из различных источников (учебник, раздаточные справочные материалы, лекция, презентация); развивать умение критически мыслить;
воспитательные: воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, тестово-игровое задание-лабиринт.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие классу, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки кабинета к уроку (0,5 мин).
Мотивация учебной деятельности (2 мин).
Слово учителя:
До наших дней дошла легенда времен Великой Отечественной войны.
К коменданту города Орел, оккупированного фашистами, пришла молодая, симпатичная девушка. Как оказалось, это была учительница русского языка и литературы. Она просила разрешения открыть музей русского писателя И. С. Тургенева. Комендант подумал и решил, что в этой просьбе нет ничего особенного. Разрешение было получено.
Каково же было удивление коменданта, когда он увидел, как каждый день в открывшийся в скором времени музей валом валит народ. Комендант решил сам посмотреть, в чем дело.
Первое, что бросилось ему в глаза при входе в музей, был огромный плакат со словами: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Только тут комендант понял, какую ошибку он совершил.
Беседа с учащимися:
- В чем состояла ошибка коменданта? Почему в музей тянулись жители оккупированного фашистами города?
- Какая роль русского языка передана в легенде? (умение сплотить людей, поддержать в трудную минуту, вера в великое предназначение страны, неразрывная связь языка и народа)
- Более 6-ти десятилетий прошло после окончания Великой Отечественной войны. Какую роль выполняет русский язык в современном обществе? (переход к теме урока)
3. Определение темы урока, целей, задач (совместно с учащимися). (2 мин)
4. Работа по теме урока.
1) Самостоятельная работа в группах по 3-4 человека.(5 мин)
Задание: составьте устное высказывание о роли русского языка в современном обществе, выразив свою точку зрения с использованием материала учебника – 2-3 группы.
2) Слушаем 2-3 устных высказывания и дополнения учащихся (5 мин).
3) Лекция - диалог и составление тезисов по её материалам (презентация). (10 мин)
Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.
Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на всем протяжении существования человеческого общества.
Главное назначение языка – средство общения людей. Он неразрывно связан с мышлением, сознанием человека, служит средством формирования и выражения мыслей.
Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500), известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами.
Россия – многонациональное государство. Выполняя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. В соответствии с Конституцией РФ (1993 год) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. (Беседа: почему встала проблема преодоления языкового барьера между нациями?)
«Разноязычность народов с глубокой древности поставила проблему преодоления языковых барьеров. В многоязычных странах без общего языка обойтись нельзя. Полиглотами могут быть немногие. А наличие общего языка не требует таких усилий, второй язык наряду с родным выучить по силам каждому.
Весь мировой опыт говорит за то, что государство не может существовать как единое целое без общего средства общения. Тем более страна с развитой культурой, экономикой.
Такие сферы, как армия, дипломатия, современная наука, скажем, космонавтика или ядерная физика, требуют общего языка», - писал В.Солнцев.
Русский язык по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.
Численность людей, которые считают русский родным языком, превышает 200 миллионов человек. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года русским языком владеют 138 миллионов (99,4%) из почти 143 миллионов человек, проживающих на территории России. Всего же, по данным Интернет, русским языком в мире в той или иной степени владеют более полумиллиарда человек, и по этому показателю русский занимает третье место в мире после китайского и английского.
Интерес к русскому языку велик и за рубежом. Он является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков». (Вспомните:Какие мировые языки вы знаете? Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым? Почему русский язык стал мировым языком?)
5. Объяснение домашнего задания (1 мин):
- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия».
- стр. 8 «Повторяем орфографию»: выписать слова, объяснить правописание
6. Выполнение повторительно-закрепительных заданий.
1) Запишите под диктовку текст, объясните орфографию, пунктуацию (5 мин).
Русский язык — один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,— народ великий»,— говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».