Развитие должно быть вполне гармоническое,
как физическое, так и соответственно ему умственное,
эстетическое и нравственное...
П.Ф. Лесгафт
Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом
Большое практическое значение для учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует физкультурников и спортсменов, прививает им навыки самоанализа, делает более эффективной работу врача, тренера и преподавателя физического воспитания, положительно влияет на рост спортивных результатов.
С
амоконтроль — это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок.
-6-
Основные задачи самоконтроля:
осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;
освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться простейшим способам записи результатов наблюдений;
научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля;
закрепить и применить на практике полученные знания.
Самоконтроль включает наблюдения и анализ объективных и субъективных состояний организма. К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические — длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.; функциональные — ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЁЛ и др.; силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты. Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований, нарушения сна и аппетита, ощущение своей работоспособности, ее изменений и др.
Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий и тренировок. Приступая к ведению дневника, следует посоветоваться с преподавателем физического воспитания, с тренером и врачом, предварительно решить для себя: как часто будет заполняться дневник самоконтроля, какие показатели взять на учет, как часто и какими способами эти наблюдения учитывать и фиксировать в дневнике. От решения этих принципиальных вопросов зависит форма дневника, его полнота, объем.
Записи в дневнике самоконтроля должны быть содержательными и полезными, для этого надо учиться наблюдать и записывать. Стремитесь, чтобы самонаблюдения не повторяли, а дополняли мнение преподавателя физического воспитания (тренера).
Как часто измеряются интересующие вас показатели? По-разному. Длина тела, например, наименее подвержена изменениям, поэтому нет надобности измерять ее чаще, чем один раз в квартал, в полгода. И в дневнике не обязательно выделять для этого отдельную строчку, достаточно вынести в заголовок дневника этот и ряд других малодинамичных показателей: возраст, медицинская группа, ЖЁЛ, становая и кистевая динамометрия, некоторые другие. Частота записей в дневнике самоконтроля зависит от поставленных задач
При определении круга учитываемых показателей надо исходить из практической необходимости, т. е. фиксировать наиболее информативные показатели, и не обязательно все или много. Так, представители видов спорта, в которых введены весовые категории (бокс, борьба, тяжелая атлетика), на первое место должны поставить наблюдения за массой тела и динамикой силовых показателей отдельных групп мышц. Накопление таких записей в Дневнике самоконтроля облегчает планирование тренировочного процесса, его оперативную корректировку, своевременное выявление начальных признаков переутомления, перетренировки.
Не все наблюдения по самоконтролю можно выполнить в домашних условиях. Рекомендуется поэтому чаще бывать в медицинском кабинете техникума, спортивного сооружения, где вы тренируетесь.
В
дневнике самоконтроля следует избегать многословных записей. Предпочтительно пользоваться общепринятыми сокращениями типа «хор.», «уд.», «плох.» или, что даже лучше, применять систему символов: «+», «■», «—», выражая оценку хорошего, удовлетворительного и плохого состояния, например самочувствия.
Самочувствие — субъективное ощущение человеком своего состояния. Для удобства в дневнике самоконтроля обычно отмечают три его степени: хорошее, удовлетворительное и плохое. Иногда дополнительно фиксируют необычность ощущений.
Сон — очень чуткий показатель состояния организма человека. Различают крепкий, спокойный и беспокойный сон, а также бессонницу. Следует отмечать продолжительность сна и его нарушения» например трудное засыпание.
Аппетит — отмечается как хороший, удовлетворительный и плохой. Ухудшение аппетита связано, как правило, с болезненным состоянием или нарушением тренировочного режима.
Ч
СС (пульс) — чрезвычайно информативный показатель состояния организма человека, тренированности его сердечно-сосудистой системы и аппарата дыхания. В покое ЧСС у различных людей колеблется в пределах от 40 до 70—80 ударов в минуту. У девушек пульс несколько чаще, примерно на 5 ударов в минуту. При средних по объему и интенсивности нагрузках ЧСС достигает 130—150, а при значительных и больших нагрузках — до 200 и даже более ударов в минуту.
Измерять пульс следует утром, еще в постели, затем перед тренировкой и после нее. Из многочисленных точек на теле, где можно зафиксировать пульсирующие колебания артерий, наиболее часто пульс измеряют у
запястья (лучевая артерия), на шее (сонная артерия), а также непосредственно на левой стороне грудной клетки, где хорошо ощущаются сокращения сердечной мышцы. Обычно пульс считают 10 или 15 с, после чего умножают полученную величину на 6 или 4 и получают ЧСС за 1 мин. Эта итоговая величина и записывается в дневник.
О степени тренированности спортсмена достаточно точно можно судить по времени возвращения пульса к исходному состоянию. При хорошей тренированности даже после большой физической нагрузки пульс восстанавливается за 20—30 мин. Если же период восстановления затягивается на 60 мин и более, это указывает на слабую общую тренированность, возможное скрытое болезненное состояние или имевшее место нарушение режима.
О реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку достаточно объективно можно судить по результатам так называемой ортостатической пробы. Их несколько. Наиболее часто в практике самоконтроля используется такая: отдых, лежа — 5 мин, подсчет пульса — 1 мин, отдых, стоя — 1 мин, подсчет пульса — 1 мин. После этого вычисляется разность пульса в положениях лежа и стоя.
К
ритерии оценок: менее 12 сокращений — хорошая, 12—18 — удовлетворительная, 19—25 — плохая, более 25 — очень плохая.
П
ри наблюдениях пульса следует обращать внимание на ритмичность сердцебиений и при обнаружении нарушений сообщать об этом врачу. Следует знать, что пульс учащается перед тренировкой или соревнованием по механизму так называемого предстартового состояния. Увеличение ЧСС может быть вызвано нервно-эмоциональным состоянием организма, зависеть от предшествующей нагрузки и других обстоятельств, индивидуальных особенностей человека.
Дыхание. Большой информативностью о потенциальных возможностях дыхательного аппарата обладает показатель ЖЁЛ — максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Измерения ЖЁЛ производятся водным или сухим спирометром, обычно до и после тренировки. Средними показателями для юношей в возрасте 16—18 лет являются величины в пределах 4000—4500 см3, а для девушек этого возраста — 3000— 3500 см3, У физкультурников и спортсменов эти показатели, как правило, выше и в отдельных случаях достигают 6000 и даже 7000 см3. Рекордные показатели ЖЁЛ демонстрируют гребцы, пловцы, лыжники.
При самоконтроле достаточно информативными являются пробы с задержкой дыхания на вдохе или выдохе. Первая из них выполняется так: отдых, сидя — 5 мин, глубокий вдох, выдох, глубокий вдох и задержка дыхания. Отмечается время задержки. Критерии оценок: менее 1 мин — плохо, от 1 до 2 мин — удовлетворительно, более 2 мин — хорошо. В последнем случае тренированность оценивается как высокая.
Масса тела. Большое значение при самоконтроле следует придавать наблюдениям за массой тела. Измерять ее следует по возможности еженедельно, в одно и то же время, на одних и тех же весах, предварительно проверив их исправность.
В обычных условиях масса тела может меняться в зависимости от состояния здоровья, водного и пищевого режима, учебной, производственной или тренировочной нагрузки, времени года, климата, погоды и других влияний. Прогрессирующая потеря аппетита и снижение массы тела сигнализируют о неблагополучии в организме спортсмена. Об этом следует поставить в известность тренера и врача, помочь им выявить истинную причину нежелательного явления.
Величина массы тела дает представление о развитии основных тканей организма — мышечной, костной, жировой. У начинающих спортсменов наблюдается несколько периодов изменения массы тела. Первый период (от 2 нед. до 2—3 мес. после начала занятий) характеризуется тем, что масса тела не восстанавливается полностью после интенсивных тренировочных занятий, несмотря на нормальное питание. Сказывается значительная потеря воды за счет потоотделения и «сгорания» жировой клетчатки при непривычной работе. Однако во втором периоде (его продолжительность несколько месяцев) масса тела восстанавливается и даже несколько увеличивается, что связано с ростом скелетной мускулатуры.
Даже одно отдельно взятое тренировочное занятие влияет на изменение массы тела. Физкультурники, впервые приступающие к тренировкам, а также спортсмены после длительного перерыва теряют в массе тела больше, чем спортсмены, тренирующиеся систематически. По мере повышения тренированности масса тела стабилизируется.
У
систематически тренирующихся спортсменов колебания массы тела относительно постоянны: после напряженной тренировки потеря массы тела составляет 1—2 кг, или 1—2 %. В период отдыха масса тела полностью восстанавливается, кроме случаев, когда некоторое ее снижение планируется и является необходимым (у борцов, боксеров, штангистов перед соревнованиями).
Показатели силы мышц, динамика спортивных результатов — яркие и объективные признаки правильного построения тренировочного процесса. Снижение показателей силы отдельных групп мышц, прекращение роста спортивных достижений, а тем более их снижение обычно связаны с нарушением общего или тренировочного режима. На спортивные результаты отрицательно влияют недосыпание, беспорядочное питание, частые внеплановые физические нагрузки, выступления на соревнованиях без достаточной подготовки, тренировки в болезненном состоянии, курение, употребление алкоголя. Все эти моменты могут свести на нет месяцы и годы напряженных тренировочных занятий.
Для самоконтроля за уровнем своей физической подготовленности каждому физкультурнику и спортсмену желательно использовать одно или несколько контрольных упражнений (тестов), наиболее полно характеризующих избранный вид спорта. Например, для баскетболиста — выпрыгивание вверх. Систематически повторяя это упражнение, по динамике результатов можно судить об эффективности тренировочного процесса, о правильности выбора средств, самотренировки.
В дневнике самоконтроля необходимо коротко записывать содержание тренировочного занятия и связанные с этим необычные ощущения, например болевые ощущения в мышцах, в левом или правом подреберьях, в области сердца, Эти ощущения нельзя оставлять без внимания, следует посоветоваться с врачом, тренером. Это поможет при самоанализе избежать ошибочных оценок.
Дневник самоконтроля надо периодически показывать тренеру и врачу, преподавателю физического воспитания, учитывать их замечания.
Полезно выделить несколько страничек дневника самоконтроля для ведения многолетних наблюдений за динамикой физического развития и физической подготовленности. Наглядна и практична графическая форма регистрации таких наблюдений.
С
ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Г. П. Богданова.
«Уроки физической культуры». - М.: Просвещение 1982г. – 191с.
2. А. В. Борезин, А. А. Здакевич, Б. Д. Ионов; под ред. В. И. Ляха.
«Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя». - М.: Просвещение 1997г. – 125с.
3. И. А. Зимняя.
«Педагогическая психология».- М.: Логос 2001г. – 384с.
4. В. Ф. Новосельский.
«Физическое воспитание учащихся 9-10 классов - К.: Рад. школа 1980г. – 128с.
5. Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова.
«Психология развития и возрастная психология».
Ростов н/Д: Феникс 2004г. – 384с.
6. А. М. Столяршко.
«Психология и педагогика». - М.: ЮНИТА – ДАНА 2001г. – 423с.
7. Ю. А. Янсон.
«Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии». (Библиотека учителя)
Ростов н/Д: Феникс 2005г. – 432с.
8. «Научно-методический журнал. Физическая культура в школе».
№ 1, 2, 4, 5, 6 2002г. – 80с.
Приложение 1
Развитие должно быть вполне гармоническое, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое и нравственное...
П.Ф. Лесгафт
Цель ФУ всегда должна состоять в умении владеть своими силами и применять их так, чтобы быстро и без траты лишних сил справляться с каждой физической работой, иначе говоря, чтобы уметь действовать просто и энергично.
П.Ф. Лесгафт
Таблица №1
Развитие скоростно-силовых качеств
(Тест. Бег на 5х6 м/с)
№ п/п | Имя исследуемого | Бег 5х6 м/с |
2005 год | 2006 год |
1. | Лера | 9,5 | 9,5 |
2. | Аня | 9,8 | 9,7 |
3. | Алина | 8,9 | 9,3 |
4. | Лариса | 10,8 | 10,1 |
Динамика развития скоростно-силовых качеств
Бег 5х6 м/с
Приложение 2
Таблица №2
Развитие силовых качеств
(Тест. Метание набивного мяча (1 кг) из исходного положения сидя)
№ п/п | Имя исследуемого | Метание набивного мяча |
2005 год | 2006 год |
1. | Лера | 5,90 | 6,30 |
2. | Аня | 5,40 | 6,00 |
3. | Алина | 7,00 | 5,85 |
4. | Лариса | 6,00 | 6,15 |
Динамика развития силовых качеств
Метание набивного мяча
Приложение 3
Динамика развития
силовых и скоростно-силовых качеств
за 2005-2006гг.
Таблица№3
Развитие показателей роста и массы тела
№ п/п | Имя исследуемого | рост | Вес |
2005 | 2006 | 2005 | 2006 |
1. | Лера | 157 | 160 | 52 | 50 |
2. | Аня | 160 | 166 | 55 | 57 |
3. | Алина | 164 | 165 | 56 | 56 |
4. | Лариса | 163 | 163 | 67 | 60 |
Приложение 4
Динамика развития роста
Динамика развития массы тела
Я взяла 4 девушки и провела исследование и ещё сравнила показатели девушек со средними показателями роста и веса.
Средние показатели роста и массы тела:
ВЕС:
15 лет – 51 +/- 6 кг
16 лет – 54 +/- 6 кг
17 лет – 59 +/- 6 кг
РОСТ:
15 лет – 158 +/- 5,6 см
16 лет – 160 +/- 5,6 см
17 лет – 162 +/- 5,6 см
Средние показатели бега 5х6 м/с и метания набивного мяча:
БЕГ 5х6 м/с:
11,5 м/с
МЕТАНИЕ МЯЧА:
5,4 м
Рекомендации по самоконтролю динамики физического развития и физической подготовленности
Физическое развитие
Н
аблюдения за ростом тела в длину
Чтобы измерить длину своего тела, стоя, надо к косяку двери или к стене (без плинтуса) прикрепить сантиметровую ленту так, чтобы нулевое деление находилось на уровне пола. Встаньте спиной к ленте, касаясь ее пятками, ягодицами, спиной и затылком, голову держите прямо. Положите на голову линейку или книгу, прижмите к ленте. Не теряя касания с лентой, отойдите, посмотрите результат измерения. Это и есть длина вашего тела стоя. Запишите показатель в таблицу, сравните со средними статистическими данными. Затем внесите показатель в сетку графика, вычертите кривую динамики своего роста.
Наблюдения за динамикой массы тела.
Масса нашего тела существенно зависит от его длины. На этом основании еще в прошлом веке французский антрополог Брока предложил простой метод определения оптимальной массы тела по его длине: из длины тела (в сантиметрах) следует вычесть число 100. Полученная разность с некоторой условностью покажет оптимальную величину массы тела. Например, при длине тела 160 см близкой к оптимальной считается масса около 60 кг.
В домашних условиях определить массу тела можно с помощью напольных весов. Результаты фиксируются ежемесячно, сравниваются со средними статистическими данными. Результаты вносятся в сетку графика, вычерчивается кривая динамики.
Сетка графика рассчитана на 1 год (12 месяцев) наблюдений. Однако, используя разные цвета, можно расположить в одной графической сетке показатели за ряд лет, что наглядно покажет динамику массы тела.
Glossary. p. 15
Bibliography.
Appendixes.
Theses.