СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом»

Развитие должно быть вполне гармоническое,

как физическое, так и соответственно ему умственное,

эстетическое и нравственное...

П.Ф. Лесгафт


Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Большое практическое значение для учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплиниру­ет физкультурников и спортсменов, прививает им навыки самоана­лиза, делает более эффективной работу врача, тренера и преподава­теля физического воспитания, положительно влияет на рост спор­тивных результатов.

С амоконтроль — это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переноси­мостью тренировочных и соревновательных нагрузок.

-6-

Основные задачи самоконтроля:

  1. осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;

  2. освоить простейшие методы самонаблюдения, научиться прос­тейшим способам записи результатов наблюдений;

  3. научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля;

  4. закрепить и применить на практике полученные знания.

Самоконтроль включает наблюдения и анализ объективных и субъективных состояний организма. К объективным относят по­казатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические — длина тела и его масса, окружность груд­ной клетки и др.; функциональные — ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЁЛ и др.; силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты. Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований, нарушения сна и аппетита, ощущение своей работоспособности, ее изменений и др.

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния орга­низма в период занятий и тренировок. Приступая к ведению дневника, следует посоветоваться с преподавателем физического вос­питания, с тренером и врачом, предварительно решить для себя: как часто будет заполняться дневник самоконтроля, какие показа­тели взять на учет, как часто и какими способами эти наблюдения учитывать и фиксировать в дневнике. От решения этих принци­пиальных вопросов зависит форма дневника, его полнота, объем.

Записи в дневнике самоконтроля должны быть содержательными и полезными, для этого надо учиться наблюдать и записывать. Стремитесь, чтобы самонаблюдения не повторяли, а дополняли мнение преподавателя физического воспитания (тренера).

Как часто измеряются интересующие вас показатели? По-раз­ному. Длина тела, например, наименее подвержена изменениям, поэтому нет надобности измерять ее чаще, чем один раз в квартал, в полгода. И в дневнике не обязательно выделять для этого отдель­ную строчку, достаточно вынести в заголовок дневника этот и ряд других малодинамичных показателей: возраст, медицинская груп­па, ЖЁЛ, становая и кистевая динамометрия, некоторые другие. Частота записей в дневнике самоконтроля зависит от постав­ленных задач

При определении круга учитываемых показателей надо исхо­дить из практической необходимости, т. е. фиксировать наиболее информативные показатели, и не обязательно все или много. Так, представители видов спорта, в которых введены весовые категории (бокс, борьба, тяжелая атлетика), на первое место должны поста­вить наблюдения за массой тела и динамикой силовых показате­лей отдельных групп мышц. Накопление таких записей в Дневнике самоконтроля облегчает планирование тренировочного процесса, его оперативную корректировку, своевременное выявле­ние начальных признаков переутомления, перетренировки.

Не все наблюдения по самоконтролю можно выполнить в домаш­них условиях. Рекомендуется поэтому чаще бывать в медицинском кабинете техникума, спортивного сооружения, где вы тренируетесь.

В дневнике самоконтроля следует избегать многословных запи­сей. Предпочтительно пользоваться общепринятыми сокращениями типа «хор.», «уд.», «плох.» или, что даже лучше, применять систему символов: «+», «■», «—», выражая оценку хорошего, удовлетвори­тельного и плохого состояния, например самочувствия.

Самочувствие — субъективное ощущение человеком своего со­стояния. Для удобства в дневнике самоконтроля обычно отмечают три его степени: хорошее, удовлетворительное и плохое. Иногда дополнительно фиксируют необычность ощущений.

Сон очень чуткий показатель состояния организма человека. Различают крепкий, спокойный и беспокойный сон, а также бес­сонницу. Следует отмечать продолжительность сна и его нарушения» например трудное засыпание.


Аппетит — отмечается как хороший, удовлетворительный и плохой. Ухудшение аппетита связано, как правило, с болезнен­ным состоянием или нарушением тренировочного режима.

Ч СС (пульс) — чрезвычайно информативный показатель сос­тояния организма человека, тренированности его сердечно-сосу­дистой системы и аппарата дыхания. В покое ЧСС у различных людей колеблется в пределах от 40 до 70—80 ударов в минуту. У девушек пульс несколько чаще, примерно на 5 уда­ров в минуту. При средних по объему и интенсивности нагрузках ЧСС достигает 130—150, а при значительных и больших нагруз­ках — до 200 и даже более ударов в минуту.

Измерять пульс следует утром, еще в постели, затем перед тре­нировкой и после нее. Из многочисленных точек на теле, где можно зафиксировать пульсирующие колебания артерий, наиболее часто пульс измеряют у

запястья (лучевая артерия), на шее (сонная арте­рия), а также непосредственно на левой стороне грудной клетки, где хорошо ощущаются сокращения сердечной мышцы. Обычно пульс считают 10 или 15 с, после чего умножают полученную вели­чину на 6 или 4 и получают ЧСС за 1 мин. Эта итоговая величина и записывается в дневник.

О степени тренированности спортсмена достаточно точно мож­но судить по времени возвращения пульса к исходному состоянию. При хорошей тренированности даже после большой физической нагрузки пульс восстанавливается за 20—30 мин. Если же период восстановления затягивается на 60 мин и более, это указывает на слабую общую тренированность, возможное скрытое болезненное состояние или имевшее место нарушение режима.

О реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку достаточно объективно можно судить по результатам так называемой ортостатической пробы. Их несколько. Наиболее часто в практике самоконтроля используется такая: отдых, лежа — 5 мин, подсчет пульса — 1 мин, отдых, стоя — 1 мин, подсчет пульса — 1 мин. После этого вычисляется разность пульса в положениях лежа и стоя.


К ритерии оценок: менее 12 сокращений — хорошая, 12—18 — удовлетворительная, 19—25 — плохая, более 25 — очень плохая.

П ри наблюдениях пульса следует обращать внимание на рит­мичность сердцебиений и при обнаружении нарушений сообщать об этом врачу. Следует знать, что пульс учащается перед трениров­кой или соревнованием по механизму так называемого предстарто­вого состояния. Увеличение ЧСС может быть вызвано нервно-эмоциональным состоянием организма, зависеть от предшествующей нагрузки и других обстоятельств, индивидуальных особенностей человека.

Дыхание. Большой информативностью о потенциальных воз­можностях дыхательного аппарата обладает показатель ЖЁЛ — максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Измерения ЖЁЛ производятся водным или сухим спирометром, обычно до и после тренировки. Средними показателями для юношей в возрасте 16—18 лет являются величины в пределах 4000—4500 см3, а для девушек этого возраста — 3000— 3500 см3, У физкультурников и спортсменов эти показатели, как правило, выше и в отдельных случаях достигают 6000 и даже 7000 см3. Рекордные показатели ЖЁЛ демонстрируют гребцы, плов­цы, лыжники.

При самоконтроле достаточно информативными являются пробы с задержкой дыхания на вдохе или выдохе. Первая из них выпол­няется так: отдых, сидя — 5 мин, глубокий вдох, выдох, глубокий вдох и задержка дыхания. Отмечается время задержки. Критерии оценок: менее 1 мин — плохо, от 1 до 2 мин — удовлетворительно, более 2 мин — хорошо. В последнем случае тренированность оце­нивается как высокая.

Масса тела. Большое значение при самоконтроле следует при­давать наблюдениям за массой тела. Измерять ее следует по возмож­ности еженедельно, в одно и то же время, на одних и тех же весах, предварительно проверив их исправность.

В обычных условиях масса тела может меняться в зависимости от состояния здоровья, водного и пищевого режима, учебной, про­изводственной или тренировочной нагрузки, времени года, клима­та, погоды и других влияний. Прогрессирующая потеря аппетита и снижение массы тела сигнализируют о неблагополучии в орга­низме спортсмена. Об этом следует поставить в известность тренера и врача, помочь им выявить истинную причину нежелательного явления.

Величина массы тела дает представление о развитии основных тканей организма — мышечной, костной, жировой. У начинающих спортсменов наблюдается несколько периодов изменения массы тела. Первый период (от 2 нед. до 2—3 мес. после начала занятий) характеризуется тем, что масса тела не восстанавливается пол­ностью после интенсивных тренировочных занятий, несмотря на нормальное питание. Сказывается значительная потеря воды за счет потоотделения и «сгорания» жировой клетчатки при непривыч­ной работе. Однако во втором периоде (его продолжительность несколько месяцев) масса тела восстанавливается и даже несколько увеличивается, что связано с ростом скелетной мускулатуры.

Даже одно отдельно взятое тренировочное занятие влияет на изменение массы тела. Физкультурники, впервые приступающие к тренировкам, а также спортсмены после длительного перерыва теряют в массе тела больше, чем спортсмены, тренирующиеся сис­тематически. По мере повышения тренированности масса тела стабилизируется.

У систематически тренирующихся спортсменов колебания массы тела относительно постоянны: после напряженной тренировки по­теря массы тела составляет 1—2 кг, или 1—2 %. В период отдыха масса тела полностью восстанавливается, кроме случаев, когда не­которое ее снижение планируется и является необходимым (у бор­цов, боксеров, штангистов перед соревнованиями).

Показатели силы мышц, динамика спортивных результатов — яркие и объективные признаки правильного построения трениро­вочного процесса. Снижение показателей силы отдельных групп мышц, прекращение роста спортивных достижений, а тем более их снижение обычно связаны с нарушением общего или тренировоч­ного режима. На спортивные результаты отрицательно влияют не­досыпание, беспорядочное питание, частые внеплановые физические нагрузки, выступления на соревнованиях без достаточной подготов­ки, тренировки в болезненном состоянии, курение, употребление алкоголя. Все эти моменты могут свести на нет месяцы и годы на­пряженных тренировочных занятий.

Для самоконтроля за уровнем своей физической подготовлен­ности каждому физкультурнику и спортсмену желательно исполь­зовать одно или несколько контрольных упражнений (тестов), наи­более полно характеризующих избранный вид спорта. Например, для баскетболиста — выпрыгивание вверх. Систематически повто­ряя это упражнение, по динамике результатов можно судить об эффектив­ности тренировочного процесса, о правильности выбора средств, самотренировки.

В дневнике самоконтроля необходимо коротко записывать со­держание тренировочного занятия и связанные с этим необычные ощущения, например болевые ощущения в мышцах, в левом или правом подреберьях, в области сердца, Эти ощущения нельзя ос­тавлять без внимания, следует посоветоваться с врачом, тренером. Это поможет при самоанализе избежать ошибочных оценок.

Дневник самоконтроля надо периодически показывать тренеру и врачу, преподавателю физического воспитания, учитывать их за­мечания.

Полезно выделить несколько страничек дневника самоконтроля для ведения многолетних наблюдений за динамикой физического развития и физической подготовленности. Наглядна и практична графическая форма регистрации таких наблюдений.















С ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:







  1. Г. П. Богданова.

«Уроки физической культуры». - М.: Просвещение 1982г. – 191с.

2. А. В. Борезин, А. А. Здакевич, Б. Д. Ионов; под ред. В. И. Ляха.

«Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя». - М.: Просвещение 1997г. – 125с.

3. И. А. Зимняя.

«Педагогическая психология».- М.: Логос 2001г. – 384с.

4. В. Ф. Новосельский.

«Физическое воспитание учащихся 9-10 классов - К.: Рад. школа 1980г. – 128с.

5. Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова.

«Психология развития и возрастная психология».

Ростов н/Д: Феникс 2004г. – 384с.

6. А. М. Столяршко.

«Психология и педагогика». - М.: ЮНИТА – ДАНА 2001г. – 423с.

7. Ю. А. Янсон.

«Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии». (Библиотека учителя)

Ростов н/Д: Феникс 2005г. – 432с.

8. «Научно-методический журнал. Физическая культура в школе».

1, 2, 4, 5, 6 2002г. – 80с.















Приложение 1



Развитие должно быть вполне гармоническое, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое и нравственное...

П.Ф. Лесгафт

Цель ФУ всегда должна состоять в умении владеть своими силами и применять их так, чтобы быстро и без траты лишних сил справляться с каждой физической работой, иначе говоря, чтобы уметь действовать просто и энергично.

П.Ф. Лесгафт


Таблица №1

Развитие скоростно-силовых качеств

(Тест. Бег на 5х6 м/с)

п/п

Имя исследуемого

Бег 5х6 м/с

2005 год

2006 год

1.

Лера

9,5

9,5

2.

Аня

9,8

9,7

3.

Алина

8,9

9,3

4.

Лариса

10,8

10,1




Динамика развития скоростно-силовых качеств

Бег 5х6 м/с








Приложение 2


Таблица №2

Развитие силовых качеств

(Тест. Метание набивного мяча (1 кг) из исходного положения сидя)


п/п

Имя исследуемого

Метание набивного мяча

2005 год

2006 год

1.

Лера

5,90

6,30

2.

Аня

5,40

6,00

3.

Алина

7,00

5,85

4.

Лариса

6,00

6,15


Динамика развития силовых качеств

Метание набивного мяча






















Приложение 3



Динамика развития

силовых и скоростно-силовых качеств

за 2005-2006гг.



























Таблица№3

Развитие показателей роста и массы тела


п/п

Имя исследуемого

рост

Вес

2005

2006

2005

2006

1.

Лера

157

160

52

50

2.

Аня

160

166

55

57

3.

Алина

164

165

56

56

4.

Лариса

163

163

67

60


Приложение 4





Динамика развития роста


Динамика развития массы тела



Я взяла 4 девушки и провела исследование и ещё сравнила показатели девушек со средними показателями роста и веса.

Средние показатели роста и массы тела:

ВЕС:

15 лет – 51 +/- 6 кг

16 лет – 54 +/- 6 кг

17 лет – 59 +/- 6 кг

РОСТ:

15 лет – 158 +/- 5,6 см

16 лет – 160 +/- 5,6 см

17 лет – 162 +/- 5,6 см

Средние показатели бега 5х6 м/с и метания набивного мяча:

БЕГ 5х6 м/с:

11,5 м/с

МЕТАНИЕ МЯЧА:

5,4 м


Рекомендации по самоконтролю динамики физического развития и физической подготовленности

Физическое развитие

Н аблюдения за ростом тела в длину

Чтобы измерить длину своего тела, стоя, надо к косяку двери или к стене (без плинтуса) прикрепить сантиметровую ленту так, чтобы нулевое деление находилось на уровне пола. Встаньте спиной к ленте, касаясь ее пятками, ягодицами, спиной и затылком, голову держите прямо. Положите на голову линейку или книгу, прижмите к ленте. Не теряя касания с лентой, отойдите, посмотрите резуль­тат измерения. Это и есть длина вашего тела стоя. Запишите пока­затель в таблицу, сравните со средними статистическими данными. Затем внесите показатель в сетку графика, вы­чертите кривую динамики своего роста.

Наблюдения за динамикой массы тела.

Масса нашего тела существенно зависит от его длины. На этом осно­вании еще в прошлом веке французский антрополог Брока предло­жил простой метод определения оптимальной массы тела по его длине: из длины тела (в сантиметрах) следует вычесть число 100. Полученная разность с некоторой условностью покажет оптималь­ную величину массы тела. Например, при длине тела 160 см близкой к оптимальной считается масса около 60 кг.


В домашних условиях определить массу тела можно с помощью напольных весов. Результаты фиксируются ежемесячно, сравниваются со средними статистическими данными. Результаты вносятся в сетку графика, вычерчивается кривая динамики.

Сетка графика рассчитана на 1 год (12 месяцев) наблюдений. Однако, используя разные цвета, можно расположить в одной графической сетке показатели за ряд лет, что наглядно покажет динамику массы тела.


    1. Conclusion. Endangered Animals. p. 14


    1. Glossary. p. 15

    2. Bibliography.

    3. Appendixes.

    4. Theses.