Самоподготовка в 3 классе «Зимующие птицы»
Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой
Стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
И зима не так страшна
Будет для крылатых.
Цель: автоматизация произношения звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях; развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление; воспитание фонематических процессов; прививать познавательный интерес; формировать позитивное эмоциональное состояние на занятиях.
Оборудование: слайд кормушки, карточки со слогами.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте. Встаньте пожалуйста, давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и настройтесь на работу. Я проверю, хорошо ли вы приготовили своё рабочее место.
II. Коррекционная работа.
- Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Разгадав загадки, вы узнаёте о чём мы сегодня с вами будем говорить. В ответах-отгадках есть звуки, которые мы будем повторять. В первой отгадке этот звук стоит 3, во второй отгадке звук стоит на 5 месте.
- «Маленький мальчишка
В сером пиджачишке
По дворам шныряет, крошки подбирает» ( Воробей).
- «На шесте дворец,
Во дворце певец
А зовут его….» (Скворец).
- Ребята, так о чём мы сегодня будем говорить? (правильно, о зимующих птицах).
- Какой звук услышали в словах воробей, скворец? (Р, Рь)
- Характеристика звука:
Какие это звуки-гласные или согласные? (Согласные, звонкие)
Чем отличаются звук Р от звука Рь ? (Звук Р – твердый, а звук Рь – мягкий).
Индивидуальная работа, проверка правильности произношения звуков отдельными детьми
- Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладошки, когда услышишь звуки Р- Рь.
А У Е Р П Ш А Рь К З Л В Р Н Б Ю Ы Р Т А В Рь З Ш Щ Р .
- Автоматизация произношения в слогах.
ра ря ро рё ру рю ры ри
ро рё ру ро ры ру ра ро
ру рю рю ры ри ро ри ры
ры ри ря ри ра ра ре рэ
рэ ре рю рэ рё ря рю ра
- Преобразуйте слово, заменив твердый гласный звук на мягкий, правильно прочитать получившие слова парами.
Игра « Наоборот».
РАД РЯД ШАР ШАРЬ
РОВ РЁВ ПАР ПАРЬ
РЫСЬ РИС ХОР ХОРЬ
БРАК БРЯК УДАР УДАРЬ
- Добавить слог к слогу и прочитай получившиеся слова.
ЖУ ( РА) ВУШКА,
ВО (РО) НА
СО (РО) КА
СНЕ (ГИРЬ)
ТЕТЕ (РЕВ)
ПЕ (РЕ) ПЕЛКА
КУ (РИ) ЦА
ВО (РО) БЕЙ
СКВО (РЕЦ).
- На слайде вы видите фото кормушки.
- Кто прилетел в кормушку?(ворона, сорока, воробей, синичка, снегирь)
- Какие это птицы? (Зимующие)
- Кто кормушке зимой не могут прилететь? (Куропатки, тетерева, рябчики)
- Кого вы увидели на кормушке? (Воробьев, ворон, сорок, снегирей)
- Когда наступит весна и с юга вернуться к нам какие птицы: (Грачи, жаворонки, журавли)
- Мы радуемся встрече с грачами, скворцами, жаворонками. Какие это птицы? (Перелетные).
- Работа с прилагательными (антонимами).
Воробей маленький, а ворона …(большая)
У снегиря хвост короткий, а у сороки …(длинный)
Голубь тяжёлый, а воробей…(легкий)
У снегиря клюв тонкий, а у вороны …(толстый)
III. Физкультминутка.
- Вы уже немного утомились, выходите из-за парт, немного поиграем. Проговаривание физкультминутки сопровождается имитацией движений.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
IV. Основная часть познавательной работы. Работа в тетради.
Работа с деформированным предложением.
- Каждый из вас получил конверт с заданием. Вы должны составить предложение из набора слов изменяя некоторым словам окончания и записать его в тетрадь.
Юркий воробей собирать крошки. Хитрая ворона бросать орех. Курица высиживать цыплят. Красногрудый снегирь не бояться морозов.
Дятел у крепкий клюв. Перепелка маленький пестрая птичка. Воробей бояться кошки.
Индивидуальная работа с неуспевающими учащимися.
V. Итог.
Вы справились со всеми заданиями. Молодцы!
3